Кимаритэ называют завершающее техническое действие,
приведшее к победе в поединке одного из борцов. В современном сумо признано 82
основных приема:
1. АБИСЭТАОСИ - опрокидывание соперника весом своего тела
при отсутствии момента теснения или броска.
2. АМИУТИ - опрокидывание соперника с разворота броском с
захватом атакующей руки противника. Сумотори обхватывает обеими руками руку
соперника (одной рукой из-под предплечья, другой - ближе к запястью) и бросает
его в сторону руки, держащей захват из-под предплечья. Этот прием напоминает
движение рыбака, тащащего сеть. В буквальном переводе: "ами" -
"рыболовная сеть".
3. АСИТОРИ - опрокидывание соперника или выталкивание за
пределы дохё после захвата обеими руками ноги противника.
4. ВАРИДАСИ
5. ВАТАСИКОМИ - опрокидывание соперника с использованием
захвата рукой разноименного бедра или подколенного сгиба противника с внешней
стороны и упором в корпус.
6. ГАССЁХИНЭРИ
7. ДЗУБУНЭРИ
8. ИДЗОРИ - опрокидывание соперника броском назад. Сумотори
подсаживается под соперника, захватывает обеими руками ногу противника в районе
колена и совершает бросок.
9. ИППОНДЗЭОЙ - бросок через спину с использованием захвата
обеими руками руки соперника. Редчайший по красоте прием. За последние 25 лет
проведен только 1 раз - 170-килограммовым Кайо против 220-килограммового
Мусасимару в ноябре 2000 г.
10. ЙОБИМОДОСИ
11. ЙОРИКИРИ - силовое вытеснение соперника за пределы дохё.
Самый распространенный прием в сумо. Им одерживается до 30% всех побед.
12. ЙОРИТАОСИ - опрокидывание соперника в результате
силового теснения.
13. КАВАДЗУГАКЭ - опрокидывание соперника назад с
использованием зацепа разноименной ноги противника с внутренней стороны. При
этом нога сумотори буквально обвивает разноименную ногу соперника. Прием часто
сопровождается захватом шеи. Может использоваться как контрприем. Единственный
кимаритэ, названный по имени борца (Кавадзу).
14. КАЙНАХИНЭРИ - опрокидывание соперника с резким
разворотом после захвата обеими руками руки противника во внешнюю сторону,
сопровождаемое полушагом. Буквально: "кайна" - "рука",
"хинэри" - "выкручивание". Прием, очень похожий на тоттари.
15. КАКЭДЗОРИ - бросок соперника назад после подныривания
под атакующую руку соперника с использованием зацепа разноименной ноги
противника с внешней стороны.
16. КАКЭНАГЭ - бросок через бедро с использованием зацепа
бедра разноименной ноги противника с внутренней стороны.
17. КАТАСУКАСИ - опрокидывание соперника с захватом плеча.
При этом одной рукой сумотори проникает под мышку разноименной руки противника,
обхватывая плечо и дергая соперника на себя, а затем, делая шаг в сторону,
другой рукой опрокидывает противника перед собой упором в плечо, шею или спину.
18. КИМЭДАСИ - вытеснение соперника за пределы дохё.
Пропустив захват противника из-под обеих рук, сумотори берет руки оппонента в
замок, плотно сжимая предплечья, и вытесняет его за соломенную окантовку.
19. КИМЭТАОСИ - опрокидывание соперника на дохё или за
пределы дохё после пропущенного захвата противника из-под обеих рук. Сумотори
берет руки оппонента в замок, плотно сжимая предплечья, и повергает его наземь.
20. КИРИКАЭСИ - бросок через колено назад с зацепом колена
разноименной ноги соперника с внешней стороны. Часто используется как
контрприем.
21. КОДЗУМАТОРИ - опрокидывание соперника после захвата
ступни рывком на себя из положения, когда борцы находятся лицом к лицу.
22. КОМАТАСУКУИ. Вторичный прием. Применяется, когда
соперник, сопротивляясь попытке провести бросок, выставляет ногу вперед.
Сумотори рукой захватывает с внутренней стороны бедро или подколенный сгиб
одноименной ноги противника и опрокидывает его.
23. КОСИНАГЭ - бросок через грудь или поясницу с
использованием или без использования захвата маваси (пояса).
24. КОТЭНАГЭ - опрокидывание соперника с использованием
захвата сверху атакующей руки противника. При этом маваси соперника не
захватывается.
25. КОТЭХИНЭРИ - опрокидывание соперника резким движением с
разворотом. При этом одной рукой сумотори обхватывает противника за руку.
Другая рука может обхватывать противника за туловище или шею или удерживать
пояс. Опрокидывание производится в сторону руки, обхватившей руку соперника.
26. КУБИНАГЭ - бросок соперника с использованием захвата
шеи.
27. КУБИХИНЭРИ - опрокидывание соперника с резким разворотом
с захватом шеи. При этом одной рукой сумотори обвивает противника за шею, а
другой обхватывает за туловище поверх разноименной руки. Буквально:
"выкручивание шеи" ("куби" - "шея",
"хинэри" - "выкручивание").
28. КЭКАЭСИ - опрокидывание соперника с применением резкой
подсечки одноименной ноги с внутренней стороны.
29. КЭТАГУРИ - опрокидывание соперника с применением
подсечки одноименной ноги с внутренней стороны в момент сближения борцов при
начале поединка.
30. МАКИОТОСИ. Контрприем. Обхват и последующее
опрокидывание атакующего противника в сторону с помощью резкого разворота без
захвата маваси.
31. МИТОКОРОДЗЭМЭ - опрокидывание соперника на спину с
использованием зацепа, захвата и упора: нога сумотори цепляет с внутренней или
внешней стороны разноименную ногу противника, противоположная рука захватывает
бедро другой ноги соперника, а голова упирается в грудь.
32. НИМАЙГЭРИ - опрокидывание соперника с использованием
подсечки под разноименную лодыжку с внутренней стороны и отрывом противника от
дохё.
33. НИТЁНАГЭ - бросок соперника вперед с использованием
зацепа колена противника с внешней стороны одноименной ноги.
34. ОКУРИГАКЭ
35. ОКУРИДАСИ - выталкивание соперника за пределы дохё
толчком в спину. Окуридаси часто предшествует дасинагэ (приводящая к выведению
соперника из равновесия попытка броска с захватом пояса оппонента из-под или
поверх его руки, сопровождаемая шагом назад и чуть в сторону).
36. ОКУРИНАГЭ - бросок с захватом пояса противника из-за
спины.
37. ОКУРИТАОСИ - опрокидывание соперника на дохё толчком в
спину. Если противник падает за пределы арены, победителю схватки засчитывается
ОКУРИДАСИ. Окуритаоси часто предшествует дасинагэ (приводящая к выведению
соперника из равновесия попытка броска с захватом пояса оппонента из-под или
поверх его руки, сопровождаемая шагом назад и чуть в сторону).
38. ОКУРИХИКИОТОСИ - опрокидывание противника рывком на себя
с захватом пояса соперника из-за спины.
39. ОКУРИЦУРИДАСИ - вынос соперника за пределы дохё лицом
вперед. При этом сумотори захватывает туловище либо маваси противника с обеих
сторон и, принимая соперника на грудь, поднимает его в воздух.
40. ОКУРИЦУРИОТОСИ - опрокидывание соперника после захвата
туловища или маваси со спины с обеих сторон и подъема противника на грудь.
После того, как сумотори поднимает соперника в воздух, резким движением он
усаживает противника на дохё.
41. ОМАТА. Вторичный прием. Применяется, когда соперник,
сопротивляясь попытке провести бросок и в то же время помня о возможности
попасться на коматасукуи, выставляет вперед неудобную для себя ногу. Сумотори
захватывает с внутренней стороны рукой бедро разноименной ноги противника и
опрокидывает его.
42. ОСАКАТЭ - бросок с разворотом соперника после захвата
пояса-маваси противника поверх плеча. При этом бросок производится в сторону
руки, удерживающей захват.
43. ОСИДАСИ - выдавливание соперника за пределы дохё с
использованием мощных толчков ладонями или кистями рук в корпус противника,
пощечин-харитэ и удавок на горло-нодова. Один из самых распространенных приемов
в сумо.
44. ОСИТАОСИ - опрокидывание соперника на дохё или за
пределы дохё с использованием мощных толчков ладонями или кистями рук в корпус
противника, пощечин-харитэ и удавок на горло-нодова.
45. САБАОРИ
46. САКАТОТТАРИ. Контрприем. Выполняется против соперника,
проводящего тоттари. Мгновенно перегруппировавшись, сумотори резко выдергивает
захваченную противником руку и, в свою очередь, одной рукой захватывает
запястье одноименной руки соперника, а другой обвивает ту же руку с внутренней
стороны, после чего опрокидывает противника или выталкивает его за пределы
дохё.
47. СИТАТЭДАСИНАГЭ - опрокидывание соперника броском с захватом
пояса из-под руки. Рукой, взявшей маваси из-под руки оппонента, сумотори тянет
соперника на себя, одновременно делая шаг чуть в сторону для выведения
противника из равновесия, и совершает бросок.
48. СИТАТЭНАГЭ - опрокидывание соперника движением руки,
захватившей маваси из-под руки противника. Один из самых распространенных
бросков в сумо.
49. СИТАТЭХИНЭРИ - опрокидывание соперника резким движением
с разворотом. При этом одной рукой сумотори удерживает пояс-маваси из-под руки
оппонента.
50. СОКУБИОТОСИ - опрокидывание соперника толчком рукой или
запястьем в шею или затылок противника.
51. СОТОГАКЭ - опрокидывание соперника с использованием
зацепа разноименной ноги противника с внешней стороны при захвате маваси.
52. СОТОКОМАТА. Вторичный прием. Применяется, когда
соперник, сопротивляясь попытке провести бросок, выставляет ногу вперед.
Сумотори захватывает с внешней стороны рукой бедро или подколенный сгиб
одноименной ноги противника и опрокидывает его.
53. СОТОМУСО. При обоюдном захвате маваси сумотори
неожиданно отпускает руку и, захватив этой рукой одноименный коленный сгиб или
бедро противника с внешней стороны, другой рукой тянет соперника на себя,
обхватывая также с внешней стороны локоть или предплечье разноименной руки
противника, и опрокидывает того на дохё.
54. СОТОТАСУКИДЗОРИ - опрокидывание соперника с
использованием захвата атакующей руки противника. При этом другой рукой
сумотори захватывает с внутренней стороны одноименное с захваченной рукой бедро
соперника и дергает противника на себя.
55. СУКУИНАГЭ - бросок соперника с использованием захвата
корпуса противника из-под руки (из-под мышки). Маваси соперника не
захватывается.
56. СУСОТОРИ. Контрприем. Применяется при попытке соперника
провести бросок. Сумотори захватывает одной рукой ступню противника с внешней
стороны и опрокидывает соперника.
57. СУСОХАРАИ. Вторичный прием. Выполняется после хиккакэ,
уватэдасинагэ или ситатэдасинагэ. Применяется, когда сопротивляющийся соперник
выставляет вперед ногу. В этот момент сумотори резко цепляет сзади другую
(разноименную) ногу противника и опрокидывает его.
58. СЮМОКУДЗОРИ - бросок соперника с использованием захвата
на "мельницу". По технике похож на ТАСУКИДЗОРИ. В завершающей части
приема сумотори взваливает соперника на плечи и опрокидывает его назад весом
своего тела.
59. ТАСУКИДЗОРИ - бросок соперника с использованием захвата
на "мельницу". Одной рукой сумотори захватывает атакующую руку
соперника, а другой рукой, подсаживаясь под противника, захватывает с
внутренней стороны его ногу и совершает бросок назад.
60. ТЁНГАКЭ - опрокидывание соперника с использованием
зацепа пятки одноименной ноги противника с внутренней стороны. При этом
сумотори тянет соперника на себя, выводя его из равновесия.
61. ТОККУРИНАГЭ
62. ТОТТАРИ - опрокидывание соперника перед собой с
использованием захвата двумя руками руки противника, сопровождаемым шагом в
сторону или вперед. При этом одной рукой сумотори захватывает запястье
одноименной руки соперника, а другой обвивает ту же руку с внешней стороны.
63. УВАТЭДАСИНАГЭ - опрокидывание соперника броском с
захватом пояса поверх руки. Рукой, взявшей маваси поверх руки оппонента,
сумотори тянет соперника на себя, одновременно делая шаг назад и чуть в сторону
надавливая локтем на опорную руку противника. Выводя противника из равновесия,
сумотори совершает бросок.
64. УВАТЭНАГЭ - опрокидывание соперника с захватом
пояса-маваси поверх руки противника. Один из самых распространенных бросков в
сумо.
65. УВАТЭХИНЭРИ - опрокидывание соперника резким движением с
разворотом. При этом одной рукой сумотори обхватывает противника за туловище, а
другой удерживает пояс-маваси поверх противоположной руки оппонента.
Опрокидывание производится в сторону руки, захватившей маваси.
66. УСИРОМОТАРЭ - выталкивание или опрокидывание соперника
за пределы арены спиной.
67. УТИГАКЭ - опрокидывание соперника с использованием
зацепа разноименной ноги противника с внутренней стороны при захвате маваси.
68. УТИМУСО - опрокидывание соперника резким движением
корпуса с использованием захвата рукой снизу с внутренней стороны разноименного
бедра противника .
69. УТТЯРИ - опрокидывание соперника с разворотом у края
дохё. Будучи прижатым к соломенной окантовке, богатырь подседает под противника
и резко разворачивает его через живот.
70. ХАРИМАНАГЭ - бросок рывком соперника на себя после
захвата пояса-маваси поверх головы противника.
71. ХАТАКИКОМИ - опрокидывание соперника во время атаки или
контратаки противника из низкой стойки. Сумотори делает резкое движение в
сторону и одной или обеими руками сверху толкает соперника в плечо, спину или
руку, опрокидывая перед собой. Один из самых распространенных приемов.
72. ХИКИОТОСИ - опрокидывание перед собой соперника рывком
на себя руки или плеча противника. Рывок может производиться также захватом
передней части пояса-маваси.
73. ХИККАКЭ - опрокидывание соперника или выталкивание за
пределы дохё. При этом одной рукой сумотори захватывает с внутренней стороны
одноименную руку противника и, совершая рывок, другой рукой подталкивает
соперника в спину.
74. ЦУКАМИНАГЭ - бросок с использованием захвата маваси
(пояса) соперника сзади и отрывом противника от дохё.
75. ЦУКИДАСИ - выдавливание соперника за пределы дохё
безостановочной серией мощных толчков в корпус или голову.
76. ЦУКИОТОСИ - опрокидывание соперника с использованием
упора одной рукой в бок или подмышку противника, сопровождаемым шагом в
сторону.
77. ЦУКИТАОСИ - опрокидывание соперника на дохё или за
пределы дохё в результате безостановочной серии мощных толчков в корпус или
голову.
78. ЦУМАТОРИ - опрокидывание соперника после захвата ступни.
Сумотори делает неожиданное движение в сторону, "пропуская"
противника вперед и в момент шага соперника захватывает его ступню, после чего
делает резкий рывок назад.
79. ЦУРИДАСИ - вынос соперника за пределы дохё спиной
вперед. При этом сумотори захватывает туловище либо маваси противника с обеих
сторон и, принимая соперника на грудь, поднимает его в воздух.
80. ЦУРИОТОСИ - опрокидывание соперника после захвата
туловища или маваси с обеих сторон и подъема противника на грудь. После того,
как сумотори поднимает соперника в воздух, резким движением он усаживает
противника на дохё.
81. ЦУТАЭДЗОРИ - подныривание под руку соперника с
немедленным опрокидыванием на дохё.
82. ЯГУРАНАГЭ - бросок через бедро или колено. Сильно
потянув маваси (пояс) противника на себя, сумотори применяет подсад с
внутренней стороны под бедро разноименной ноги соперника.
К числу кимаритэ относится также 5 срывов технических
действий, совершенных из-за невынужденных ошибок одного из участников поединка
и приведших к победе соперника:
1. ИСАМИАСИ - заступ за пределы дохё лицом вперед во время
теснения соперника, не спровоцированный действиями противника.
2. КОСИКУДАКЭ - падение назад в результате потери равновесия
без помощи противника.
3. ФУМИДАСИ - заступ за пределы дохё, не спровоцированный
действиями противника.
4. ЦУКИТЭ - не провоцированное действиями соперника касание
рукой поверхности дохё.
5. ЦУКИХИДЗА - не провоцированное действиями соперника касание коленом поверхности
дохё. |