Основанный в середине 20-х годов великим мастером Тедзюном Мияги, окинавский стиль
Годзю-Рю является одним из четырех больших стилей каратэ-до на Окинаве и входит во Всеокинавскую Ассоциацию каратэ-до (АОКА). Буквальный перевод названия "годзю" означает: "го" - прочность, твердость, сила; "дзю" - мягкость, плавность, податливость. Годзю-Рю представляет собой окинавскую систему каратэ, состоящую из сочетания жестких и мягких, медленных и быстрых движений, совмещенных с глубоким брюшным дыханием. Во время исполнения технических приемов корпус держится прямо и короткие шаги используются для перемещения вперед и для отступления, что характерно для ведения боя на короткой дистанции. Арсенал стиля состоит на 85% из приемов руками (прямые, круговые, удары локтями) и приблизительно на 15% из ударов ногами. Основными ударами считаются передний фронтальный восходящий и боковой. В процессе тренировок удары ногами наносятся максимально высоко и близко к поражаемой области, В реальном же бою ноги не поднимаются выше пояса. Стойки: сантин-дати, хатидзи-дати, нэкоаси-дати, сико-дати, дзэнкуцу-дати и др. В процессе отработки стоек тело остается расслабленным, но готовым к прыжку. Стойка сантин-дати используется для нанесения прямых ударов руками, круговых и для блокирования. Корпус прямой, передняя нога слегка развернута внутрь, колени напряжены внутрь. В целом вся техника стиля подразделяется на несколько частей: кихон - базовая техника или ги-дзюцу, выполняемая без перемещений; ги-дзюцу-идо - базовая техника в перемещениях. Раздел парной работы состоит из упражнений 5 уровней: танрэн или бой на несколько шагов, с ограничениями на количество движений, кихон-кумитэ, якусоку-кумитэ, бункай-кумитэ - отработка с партнерами элементов или фрагментов ката, и дзию-кумитэ. Важным аспектом Годзю-Рю является тренировка с поднятием тяжестей. Мияги всячески поощрял и развивал силовую тренировку с поднятием тяжестей, потому что видел, что многие юные окинавцы хотя и обладали быстротой движения, но испытывали недостаток веса и силы.
Среди представителей Окинава-Годзю-рю наиболее известны Миязато Эйичи (родился в 1921 г.), Тогучи Сэйкичи (1917 г. р.), Яги Мэйтоку (1912 г. р.) и Хигаонна Морио (1940 г. р.) – глава Международной Федерации Окинавского Годзю-рю Каратэдо.
IOGKF Годзю-Рю
IOGKF (International Okinawa Goju-ryu Karatedo Federation, Международная Федерация Окинавского Годзю-рю Каратэдо, МФОГК) наверняка наиболее известная в странах бывшего Союза организация стиля Годзю-рю. Именно Хигаонна Морио, её лидер, явился самым активным популяризатором Годзю-рю на территории бывшего СССР и нынешнего СНГ. В мире IOGKF также занимает далеко не последние позиции.
Бессменным лидером этой структуры с самого её создания является выше упомянутый мастер Хигаонна Морио (9 дан). Решение о создании IOGKF было принято им и его учениками из различных стран мира в июле 1979 году на семинаре мастера в Англии, где направление некоторое время развивал местный специалист, позже перебравшийся в ЮАР, Джеймс Руссо. Этот семинар стал первым международным гассюку (семинаром, сборами) IOGKF. Собственно, идея создания подобной организации витала в воздухе задолго до этого события, и многочисленным сторонникам Хигаонны хотелось иметь собственную организацию, способную сплотить каратистов стиля как реальную силу. Стоит отметить, что, по-видимому, Хигаонну Морио не устраивали его отношения с организацией, в которой он некоторое время состоял - Окинава Годзю-рю Кёкай (Ассоциацией Окинавского Годзю-рю Каратэдо), известной больше под названием Дзюндокан. Дзюндокан более чем сдержанно относится к проведению соревнований, и, как любая другая организация, регламентирует осуществление международных связей только с разрешения руководства. Политика эта не могла устраивать мастера Хигаонну, ведь он и Тинэн Тэруо являлись наиболее активными деятелями Дзюндокана. Это и стало причиной создания новой, активно действующей организации...
Ныне IOGKF довольно плодотворно развивает окинавское каратэ в мире. Стоит отметить, что, например, в 1998 году Годзю-рю благодаря стараниям Хигаонны Морио было признано Ассоциацией Старинных Японских Воинских Искусств (Нихон Кобудо Кёкай) как классическое, исконно японское будо. И дело здесь не столько в происхождении направления - стиль Мияги Тёдзюна формально "появился на свет" в середине 30-ых годов прошлого столетия, то есть всего около 70 лет назад - а в значимости общечеловеческих ценностей и идей воинских искусств, которым уделяется огромное внимание.
Отличительные черты организации:
- Хигаонна Морио всегда значительное внимание уделял технике свободного поединка. В связи с этим он решил ввести в практику Годзю-рю спортивные поединки по своим правилам. Это обычно два разных типа спарринга - в полный контакт, и с ограниченным контактом. Оба носят название "иригуми" (то же самое, что и дзиюкумитэ - "вольный бой" - только в окинавском произношении).
- Организация не состоит в какой-либо международной структуре, проводя свои соревнования - чемпионаты мира, стран и континентов.
- Это одна из динамично развивающихся организаций со своей строгой дисциплиной. По сути - это коммерческая структура, её руководство составляют профессионалы.
В настоящее время хонбу-додзё (центральный зал) организации находится на Окинаве, тогда как административный центр IOGKF - в США, где Хигаонна Морио долгое время жил вместе с супругой.
Техника стиля
Традиционная тренировка в окинавском каратэ состоит из следующих разделов:
Дзюмби Ундо – разминочные и подготовительные упражнения.
Ходжи Ундо – силовой вариант подготовительных упражнений, которые выполняются с такими специальными приспособлениями, как чиши (каменный груз на длинной ручке), иси саси (каменные гантели), нигири-гамма (глиняные кувшины с песком), конген (металлический овал), тан (штанга), макивара и др.
Кихон – базовые движения.
Якусоку кумитэ – парные упражнения, во время которых отрабатываются боевые связки приёмов.
Ката – формальные комплексы, в которых зашифрована вся техника школы, дыхание, истинная модель движения и распределения нагрузки.
Какие кумитэ – парные упражнения, в которых партнёры постоянно соприкасаются руками, стараются почувствовать моменты напряжения и расслабления друг друга, отрабатывают захваты, выведения из равновесия, заломы и броски.
Бункай – парная расшифровка движений ката.
Сейри Ундо – упражнения на растяжку, которыми, как правило, завершается тренировка, Представляют собой комплекс, сильно напоминающий асаны в хатха-йоге.
http://www.iogkf.ru/content/