Женщины-воины в средневековой Японии.
Принято считать, что воинские искусства это удел мужчин. В целом это, конечно, так, но из любого правила существуют исключения. По некоторым данным, в Японии несколько веков назад было сформировано женское сословие воинов. В некоторых провинциях само понятие: женщина-самурай было вполне обычным. В наши дни боевые искусства не только продолжают существовать, но и активно пропагандируются как виды спорта. Однако участие в них женщин зачастую считается противоестественным в соответствии с нормами общественной морали, даже, несмотря на то, что в последнее время данные нормы претерпели большие изменения. Наиболее частым высказыванием по этому поводу является то, что "вот раньше женщина знала свое место". А что же было раньше? Женщина играла далеко не последнюю роль в истории древних культур, таких как страны Северной Европы, культуры Египта и Месопотамии, в жизни кочевых племен, странствовавших по степям Монголии, и в кланах Юго-Восточной Азии и Африки. В Японии древнейшие сведения о высокой значимости женщин содержатся в мифах, которые традиционно придают особое значение верховенству богини солнца — Аматерасу среди всех прочих божеств японского пантеона. Первые записи по истории Японии наполнены рассказами о подвигах принцесс-воинов, которые вели борьбу против врагов страны Ямато. Однако с возрастанием влияния конфуцианства началось уменьшение властных полномочий женщин, и, тем не менее, императрицы и аристократические леди могли неуловимо управлять делами государство из мест своего уединения. Номинально они уже не обладали властью, но их воздействие было вполне реальным. В провинциях новое поколение женщин, члены Буке (военного правительства) вели борьбу с мужчинами за политическое и военное преобладание, эти женщины не собирались руководить, как в прежние времена, они были сторонницами боевых традиций и крепко держались военных обычаев. В литературе о боевых искусствах можно найти примеры того, что женщины, принадлежавшие к высокому сословию, были прекрасно подготовлены к использованию традиционного оружия, которое применялось как против врагов, так и, в случае необходимости, для совершения самоубийства. Нередко они участвовали в сражениях наравне с мужчинами. Их инициатива и самоотверженность были примером и стимулом для мужчин,
Среди оружия самураев женщины чаще всего использовали копье (яри) и алебарду (нагината). Несмотря на его большие размеры (около двух метров), работа с копьем требует меньшей физической силы, чем работа с мечом или луком. Искусство владения копьем называется — Со-дзюцу. Как и любое другое искусство, Со-дзюцу — это, прежде всего совершенствование духа и только потом — тела и техники. Другим не менее распространенным оружием являлся койкен — короткий нож, который женщина всегда носила с собой. Как и копье, оно получала его в подарок, достигнув совершеннолетия или выходя замуж. Койкен обычно использовался либо как метательное оружие, либо как средство для ведения ближнего боя. Существует и другое применение данного предмета — это совершение церемониального самоубийства, которое в исполнении женщин называется дэигай. В эпоху Токугавы лишение себя жизни получило законодательное закрепление. Обучение данной церемонии в самурайских семьях начиналось с детства. Причиной, служившей для самоубийства у женщин, могла быть своеобразная форма протеста против несправедливости, исходящей от людей, стоящих выше по положению, В ситуации, когда попадание в руки врага было неизбежным, женщины убивали не только себя, но и близких, которые по некоторым причинам не могли этого сделать сами. Потеря чести, смерть мужа также считались достойными причинами. В отличие от мужчин, женщины пронзали себе сердце или перерезали горло. В соответствии с требованиями ритуала нужно было определенным образом перерезать шейные артерии, и перевязать ноги так, чтобы во время смертельной агонии, если она будет, женщина сохранила целомудренное положение тела и встретила сваю смерть как должно. Естественно, что выполнение церемонии дэигай по всем каноном требовало большого самообладания и силы духа, так как крики и выражение боли на лице считались позором для исполняющего и его семьи. Преданность обычаям клана оставалась традиционной в течение столетий. Даже в наши дни японские женщины из самурайских семей поддерживают традиции прошлого: их сыновья учатся в военных заведениях, а дочери изучают боевые искусства. Можно сколько угодно спорить о том, женское это занятие или нет, говорить, что строение тела женщины и особенности мышления абсолютно не подходят для боевых искусств, приводить в доказательство медицинские и статистические исследования и т.д. То есть, если рассудить логически, то это, мягко говоря, нецелесообразно, но практика показывает другое. Как уже говорилось ранее, занятия боевыми искусствами — это, в первую очередь, духовное развитие. Совершенствование тела и техники необходимы, но имеют второстепенное значение. Всем известно, что сила духа не зависит от количества килограммов на сантиметр роста. Что касается различий в мышлении и т. п., то это, прежде всего, различия, которые требуют и различного подхода. Данная статья это только информация к размышлению, она не является призывом к объединению всех женщин, занимающихся боевыми искусствами или попыткой доказать что-либо, так как доказательства являются признаком неуверенности и бесполезной тратой энергии, которую более справедливо будет отдать для своего развития но выбранном пути. Жизнь слишком коротка, чтобы постоянно анализировать то, какого мнения о вас окружающие. Человек, который имеет свое собственное мнение и сам выбирает себе дорогу, никогда не будет обижаться на весь мир и винить людей в своих неудачах. Поэтому, помимо социальных ролей, определяемых обществом, нужно руководствоваться собственными интересами и чувствами и не лезть из кожи вон, чтобы быть таким, как все, боясь общественного порицания. Чтобы на старости лет не было "мучительно больно за бесцельно прожитые годы", каждый человек должен решать сам, чего он хочет и каким образом этого достичь.