Замечательным учеником Таномо Сайго был Сиро Сида - человек
величайших природных способностей, ставший одновременно наследником традиций
школ Дайто-рю Айки-дзюцу (оно стало известно как Такэда-рю Айки-дзюцу) и
Кодокан Дзюдо. В 1882 году он был усыновлен Таномо Сайго и принял имя Сиро
Сайго, под которым и стал известен миру. Он был увековечен в литературе как
Сансиро Сугата, чемпион по дзюдо - герой романа, который вышел несколько позже
и в значительной мере способствовал популяризации движения Дзюдо, которое
связывали с именем Дзигоро Кано. Этот весьма актуальный роман был написан
внуком Цунэдзиро Томита, одним из лучших учеников профессора Кано. Усыновив
Сиро Сайго, Таномо Сайго признал его своим последователем - сыном, который мог
бы продолжить традиции школы Дайто-рю Айки-дзюцу. Однако, Сиро присоединился к
Дзигоро Кано, возглавив его новое направление - Кодокан Дзюдо, поэтому Таномо
Сайго передавал секреты своего мастерства также и несколько эксцентричному
Сокаку Такэда, который по прошествии времени оказался наиболее достойным его
последователем. В 14 лет Сиро отправился в Токио, надеясь стать солдатом, но
получил отказ, потому что его вес был меньше минимально необходимого. Поэтому
он вновь сосредоточился на тренировках по Дзю-дзюцу и быстро создал себе
высокую репутацию, которая привлекла внимание Дзигоро Кано - известного
преподавателя эпохи реформации. Профессор Кано, который был учеником школ
Тенсин Син-ё-рю, Кито-рю и Секи Гути-рю Дзю-дзюцу, разрабатывал на основе этих
старых стилей свою собственную систему борьбы без оружия, которую назвал
"дзюдо". (Система Тенсин Син-ё-рю использовалась в основном Асигару -
нижними чинами пехоты феодальных времен, и Тюгэн - кем-то вроде слуг при
самураях. Соответственно, она зависела от силы бедер и мощности корпуса в
большей степени, чем от опыта и точности движений, в отличие от систем,
использовавшижся самураями. Современное дзюдо явно это демонстрирует и в
действительности придает излишнее значение этому преобладанию грубой силы.)
Кано уделял большое внимание роли своей системы в образовании и формировании
характера. Его, однако, мало волновало то, что у его стиля было много
ограничений и то, что он был несравним с существовавшими тогда школами исключительно
эффективного в поединках Дзю-дзюцу. В Сиро Сайго он нашел идеального чемпиона
для своего нового движения. У Сиро Сайго, который занимался Дайто-рю Айки-дзюцу
с Таномо Сайго, одним из наиболее выдающихся японских мастеров, были природные
способности, огромная сила и жажда знаний. К 21 году он получил пятый дан -
высшую степень, присваивавшуюся в школе Кодокан. В борьбе против других школ
дзю-дзюцу он побеждал противников с помощью броска из школы Дайто-рю,
называемого Яма-Араси ("Горный вихрь"), который стали отождествлять с
его именем. Больше никто из его поколения не мог овладеть этой техникой,
сочетающей бросок и замок кисти, и она была настолько сильной, что большинство
противников некоторое время после броска не могло встать на ноги. Дзигоро Кано
весьма умно, хотя и не вполне честно, использовал мастера техники Дайто-рю,
чтобы доказать превосходство своей собственной системы Дзюдо. Большинство
приемов, с помощью которых Сайго побеждал своих противников, не изучались в
школе Кано. Фактически большинство замков кисти, ударов руками и ногами и
подсечек не вошли в новое искусство, поскольку считалось, что они слишком
опасны и могут вызвать травмы у занимающихся в новой школе Дзюдо. К 1905 году
система Кодокан включала около 150 так называемых "приемов", в то
время как в Дайто-рю число видов техники (или Вадза) превышало 2000. Кроме
того, в школе Кодокан были введены правила соремнований, которые хотя и
уменьшили число травм, но ускорили деградацию Лзюдо от уровня боевого искусства
(Бу-дзюцу) к системе изучения боевого искусства (Будо), и далее, наконец, до
уровня спорта и спектакля на публику. Успех школы Кодокан был настолько велик,
особенно после публикации романа по материала из жизни Сиро Сайго, что привлек
внимание иностранцев. К 1905 году вышло несколько книг на английском языке,
посвященных системе "Дзю-дзюцу мистера Кано", как она еще называлась.
Официальной линией Кодокана было утверждение неэффективности старых стилей
дзю-дзюцу по сравнению с новым методом Кано. Публично утверждалось, что
"Японцы, изучавшие старые и сейчас бесполезные системы, обнаружили, что
они вынуждены забыть свои полученные трудом знания и начать изучать все сначала
по более научной системе Кано. Обладатель первого дана по старым школам
оказывается беспомощным перед прилежным рядовым учеником Кано" (цитировано
по "Полному курсу Кано Дзю-дзюцу", авторы Ганкок и Хигаси,
опубликованному издательством "G.P.Puthan and Sons" в 1905 году и
переизданному в наше время Dover Public Inc., Нью-Йорк). Конечно не говорилось,
что этому представителю старой школы должно быть запрещено использование оружия
и применение ряда наиболее эффективных приемов - таких как удары руками и
ногами, замки кисти и воздействие на болевые точки. Но даже в таком случае
результат соревнований было бы несложно предсказать. Если стиль профессора Кано
был столь совершенным, зачем же он тогда использовал одного из наиболее
талантливых мастеров Дайто-рю Айки-дзюцу того времени для укрепления престижа
своей школы? Кано знал, что большинство старых школ Дзю-дзюцу не нарушит
традиции и не начнет свободно учить своим системам первого встречного, поэтому
он мог уверенно и спокойно бросать им вызов, зная, что лишь немногие его
примут, а тем, кто решится, придется столкнуться с техникой Дайто-рю в
исполнении Сиро Сайго. Во всяком случае, многие из так называемых
"Ко-рю" - старых школ Дзю-дзюцу - были вовсе не старыми, а включали
группы тех, кто перенял искусство после исчезновения класса самураев несколько
десятилетий назад. Хотя многих из них учили самураи, старавшиеся выжить в
трудное время эпохи Реставрации Мэйдзи, в основном они были дилетантами, не
имевшими опыта поединков и работы с оружием. Все же было бы ошибкой слишком
критически относиться к профессору Кано, поскольку он достиг больших успехов в
области оразования и, несмотря ни на что, добился признания своей
унифицированной и высокоорганизованной школы Дзюдо как основы стандартной
системы подготовки японской полиции и армии. В то время дзюдо включало
небольшое число приемов, которые были малоэффективны в единоборстве, то есть
могли эффективно применяться только если нападающий был безоружен,
неподготовлен и одет так, чтобы дзюдока бог захватить его за одежду для
выполнения приемов дзюдо. Возможность эффективного использования этой техники
против вооруженного и хорошо подготовленного самурая была невелика. Случилось
так, что Сиро Сайго оставил ряды школы Кодокан и переехал в Южную Японию, где
работал репортером. (Он получил девятый дан - ханси - по кюдо, и умер 23
декабря 1922 года в возрасте 57 лет). Одним из объяснений может быть то, что
давление, оказываемое нуждающимися в его услугах школами Кодокан и Дайто-рю
было настолько велико, что он решил уйти из них обеих. Другое же, более
вероятное объяснение связано с фактом столкновения Сиро и еще нескольких
мастеров дзю-дзюцу с борцами сумо во время отъезда Кано в Европу, когда Сиро
выполнял его обязанности. Для наведения порядка и восстановления мира была
вызвана полиция. К сожалению, несколько храбрых полицейских офицеров,
пробовавших вступить в переговоры, были сброшены группой Сиро Сайго в реку
Сумида. Поскольку профессор Кано был главой полицейской школы дзюдо, это могло
иметь самые серьезные последствия, и поэтому чтобы избежать их, а возможно и
избавить профессора Кано от неприятностей, Сайго временно покинул его. С
отъездом Сиро Сайго из Кодокана оборвалась связь этой школы с истинно боевыми
искусствами. С этого времени дзюдо в основном утратило свою жизненность. В
последующие годы дзюдо все больше и больше превращалось в спорт, хотя его
основатель никогда к этому не стремился, а "жесткое" дзюдо
сохранилось только в армии и полиции. Вторая мировая война знаменует его
превращение из полуэффективного метода борьбы (формы будо) просто в спорт,
практически неэффективный в реальном поединке, в котором решающими для победы
факторами стали грубая сила и хитрости в пределах правил соревнований. |