Косэн дзюдо - стиль, основанный на правилах ведения
поединка, в которых основной упор делается на технику борьбы в партере
(нэ-вадза). Косэн дзюдока (т.е. косэн-дзюдоист)
предпочитает изощренную технику борьбы в партере работе в стойке. В
первой половине XX века то, что сегодня называется Косэн дзюдо, являлось,
пожалуй, лишь манерой ведения поединка. Как известно Дзигоро Кано - основатель
дзюдо, предпочитал технику работы в стойке с применением амплитудных эффектных
бросков. Однако, после поражения бойцов Кодокана в турнире с представителями
школы Фусен-рю дзюдзюцу в 1900 году, Кано, будучи мастером прогрессивных
взгладов и просто практичным человеком, пересмотрел подход к данному вопросу и,
не без участия инструкторов из Фусен-рю,
значительно расширил раздел дзюдо newaza...
Данная корректива не замедлила
принести свои плоды: уже через несколько лет бойцы Кодокана могли
продемонстрировать прекрасный навык применения удержаний, прохождений защит,
удушающих и болевых контролей. Но было одно "НО": к немалому удивлению
отца-основателя, многие бойцы не просто хорошо освоили данный вид техники, но и
стали предпочитать ее работе в стойке. Это не очень нравилось Кано, он открыто
критиковал данную манеру борьбы. Тем не менее, многие бойцы, особенно в школах
дзюдо при высших учебных заведениях, продолжали активно использовать описанный
подход, чем заложили основы стиля дзюдо. Некоторые поклонники КОСЭН ДЗЮДО не
совсем верно воспринимают отношения Дзигоро Кано к данному вопросу: мол
"он был маленького роста и веса, из-за этого ему не нравилось бороться в
партере... любил зрелищность больше эффективности - вот и начал оказывать
давление на предпочитающих newaza..."
Это не совсем так. Кано, вероятно видел в предпочтении техники партера,
в некотором роде, откат к старым традиционным стилям дзюдзюцу с упором
исключительно на прикладную направленность техники, в то время как сам
профессор стремился создать систему разностороннего развития личности, а не
просто стиль борьбы. И с этой точки зрения его можно очень хорошо понять. Косэн
дзюдо практиктиковалось до изменения правил в 1925 году и сегодня является
просто одним из стилей Кодокан дзюдо. В 1914 году Кано организовал в Киото
чемпионат императорского университета.
Это спортивное состязание было официально названо "Kösen
Taikai". Косэн дзюдо в настоящее
время все еще практикуются в некоторых японских университетах, особенно в семи
из девяти Имперских университетов Японии. Иногда это называют сишитэй-дзюдо. Существует ежегодный Чемпионат, который
проводится среди этих семи университетов. В конце концов, в 1925 году, Дзигоро
Кано решил вновь изменить правила соревнований по борьбе дзюдо. Одно из этих изменений заключается в
ограничении времени, и техники борьбы лёжа.
Это остановило тенденцию, развития нэ-вадза что происходила в дзюдо,
однако школам Косэн дзюдо было разрешено продолжить свои матчи и обучать, как
это было с начала этого века. Косэн
дзюдо следовало собственным путём, и проводиться по старым правилам и по сей
день в семи университетах турнира. Кано осторожно, подходил к введению новых
правил, чтобы не уничтожить дзюдо Косэн. Он сделал это по нескольким причинам:
• Было
сравнительно мало дзюдоистов умеющих выполнять технику нэ-вадза на
соревнованиях.
• Он хотел
сохранить технику нэ-вадза в дзюдо.
• Он не хотел
однобокого развития дзюдо.
• Дзюдоисты
Косэн дзюдо также знали технику тати-вадза (борьбы в стойке), несмотря на свой
акцент в нэ-вадза.
• Он думал,
нэ-вадза настолько легка в изучении, что акцент должен быть в тати-вадза, так
что будет гармония в качестве между двумя этими знаниями. Новые правила, были
разработаны в качестве средства подчеркнуть тати-вадза, сохраняя нэ-вадза.
Техника Косэн дзюдо.
Косэн дзюдо имеет те же броски и техники, как дзюдо, но оно
подчеркивает нэ-вадза(технику борьбы лёжа), таких как удержание, болевые контроли
и более развитую технику удушений чем в традиционном Кодокан дзюдо имея большую
свободу действий, разрешённых в борьбе лёжа.
Этот стиль дзюдо до сих пор практикуется сегодня. Весовых категорий в
дзюдо не существовало в то время. Таким
образом более крупным и рослым борцам было значительно легче бросать более
лёгких по весу противников. По сути,
подготовка в Косэн дзюдо была использована в качестве средства для получения
баллов при вваливаниях противника. Соревнования по Косэн дзюдо (Косэн Тайкай)
тоже имели свои особенности. Похоже на нечто среднее между современным
спортивным дзюдо и бразильским джиу-джитсу. Однако в отличие от дзюдо сегодня
разрешается переводить противника в партер, не проводя броска, сваливая, либо
просто стаскивая. В партере разрешаются как болевые приёмы на руки, так и на
ноги, удушающие. По времени схватка не ограничивалась, как правило, проводилось
на татами с рабочей зоной 8x8 метров была отмечена на татами, а общая площадь
татами16x16 метров. Схватка может быть выиграна путем удушения противника, проведения
болевого либо удержания.
Техника Косэн дзюдо:
Переводы в партер
Удержания
Положения защиты
Болевые приемы на
руки
Техники контроля
ног противника
Удушающие приемы
Переходы из
положения в положение
Тактика Косэн дзюдо:
Бросок. Перевод в
партер.
Занятие
максимально выгодного (преимущественного положения). Прохождение защиты.
Переход на боевое
действие (болевой прием, удушение).
Занятие обоюдного
(равнозначного) положения. Выход в положение защиты.
Переход в
преимущественное положение.
Переход на боевое действие.
|