Дзюдо: «мягкий путь» к совершенству
Дзюдо.
В эпоху реставрации Мейдзи японские политики, стремясь
приобщиться к западной культуре, не вняли зову предков, объявив великие
традиционные боевые искусства пережитком дикого прошлого Страны Восходящего
Солнца. Японцы постепенно забывали и наследии великой философии самурайского
боя, а опытные сэнсеи джиу-джитсу уже не пользовались былым почетом и
уважением. Возможно, до нас бы не дошли в исконном виде секреты и техники
японской будо-самообороны, если бы в 1860 году в городке Микаго близ Токио не
появился на свет человек, которому предстояло стать основателем классической
школы дзюдо Кодокан. Кано Дзигоро по сей день остается единственным в истории
обладателем высшего 12 дана дзюдо.
Захват в Дзюдо
В юношестве Кано Дзигоро изучал боевое искусство джиу-джитсу,
поэтому приемы именно этого боя послужили основой для разработки философии и
системы упражнений дзюдо.
Название единоборства «дзюдо» состоит из двух иероглифов:
«дзю» – гибкость, мягкость, «до» – путь. Соответственно, классическая школа
Кодокан – это «дом изучения пути».
Кодокан впервые открыл свои двери для учеников в 1882 году и располагался в
буддистском храме Токио Эйсёдзи. Тогда площадь зала для тренировок составляла
всего 22 квадратных метра, а уже в 1907 году дзюдо появилось в расписании средних
школ Японии в качестве обязательного предмета. Философия «мягкого пути» быстро завоевала признание не
только в Японии, но нашла тысячи приверженцев по всему миру. Так, в 1951 году
была создана Международная Федерация дзюдо, а в 1964 году в Токио боевое искусство
дзюдо было впервые включено в программу Олимпийских Игр. Среди последователей
Кано Дзигоро такие известные люди, как Рабиндранат Тагор, Теодор Рузвельт, Гай
Ричи и Владимир Путин. Что же находят эти успешные мужи в философии японского
боя дзюдо?
Дзюдо - зрелищный бросок на татами
Цель дзюдо, которую ставил перед своими учениками ещё
профессор Кано Дзигоро – добиться физического совершенства параллельно с
абсолютной духовной гармонией и непрекращающимся интеллектуальным развитием.
«Карьерный» рост непременно приводит увлеченных дзюдоистов от роли ученика к
роли учителя. Причем в процессе этого превращения они учатся помогать партнеру
и контролировать свои эмоции, ищут творческие подходы в комбинациях базовых
техник и тренируют память. Философия дзюдо учит отвечать за собственные
решения, смело идти вперед, не сдаваться при поражениях и не заноситься при
победах.
Что касается физических аспектов борьбы, их Кано Дзигоро
позаимствовал из традиционных японских боевых тактик будо. Главная цель дзюдо –
использовать силу противника, чтобы сломить его, сохранить собственное
равновесие, лишив его противника и не прекращать бой даже в критической
ситуации.
Боевые схватки дзюдо проводятся на традиционной циновке – татами, а
дзюдоисты сражаются босиком в специальной одежде белого или синего цвета –
дзюдоги.
Арсенал боевых приемов «мягкого пути»
Бросок противника в дзюдо
Итак, словно Земля в древних мифах лежала на трех китах,
искусство боевой философии дзюдо основано на трех началах:
1. Ката («форма») – это последовательность упражнений,
которые дзюдоисты выполняют в парах, помогая партнеру добиться идеального
ката-исполнения.
2. Рандори («свободный захват») – это тренировочное
сражение, правила которого задает учитель, а целью является доведение до
совершенства определенных технических приемов.
3. Сиай («соревнования») – это уже настоящий бой, где никто
не подскажет оптимальный путь к победе, и применяются все ранее изученные
приемы дзюдо.
Искусство самообороны Дзюдо
Кроме этих трех этапов постижения боевого искусства, в
классической школе Кодокан обязательно проходят курс кихоп (он включает
изучение основных стоек сисэй, секретов страховки укэми, грамотных перемещений
по татами синтай и тайсабаки, а также тактическхе захватов кумиката) и каппо
(способы реанимации пострадавшего партнера или соперника).
На тренировках рандори или конкурсных боях сиай в начале боя
соперники находятся в вертикальном положении, которое называется тати вадза. В
ходе боя схватка может переместиться на «нижние ярусы» – когда соперники дзюдо
окажутся «в партере» или на полу – и начнется фаза нэ вадза.
Выполнение каждого последующего приема в дзюдо требует
обязательного прохождения трех этапов. Первоначально необходимо вывести
противника из положения равновесия (кудзуси), затем войти в оптимальную позу
для броска (цукури), и только потом перейти к непосредственному выполнению
приема (какэ).
Тренировочное сражение Дзюдо
Весь арсенал дзюдо, по большей части перекликающийся с
приемами джиу-джитсу, делится на три категории:
1. Нагэ вадза – это техника приемов, свойственная
преимущественно фазе тати вадза; она включает 67 различных бросков соперника в
процессе схватки.
2. Катамэ вадза – это совокупность приемов, которые идут в
ход в горизонтальном положении бойцов дзюдо – нэ вадза. В эту группу входят
разнообразные приемы удержания, болевого воздействия и удушения.
3. Атэми вазда – это арсенал смертоносных приемов дзюдо. В
силу своей опасности, применение атэми вазда или ударов по уязвимым точкам тела
допускается только на тренировках ката.
За выполнением слаженной физической программы дзюдо стоит великая цель
боевого искусства самураев – привести тело и дух в состояние абсолютной
гармонии, понять смысл жизни путем саморазвития и максимально приблизится к
древним тайнам будо, которые чуть было не канули в Лету, но были бережно
сохранены великим мастером дзюдо Кано Дзигоро. |