Техника дзюдо
Фактически, подавляющее большинство известных в традиционном
дзю-дзюцу болевых приемов на кисти и пальцы рук, ударов руками и ногами (и даже
подсечки) не вошли в систему Кано. Он считал их слишком опасными, способными
серьезно травмировать занимающихся дзюдо. К 1905 г. система Кано
включала около 150-и так называемых «приемов» (вадза), тогда как, например, в
одной только школе Дайто-рю число приемов достигало 350. Кроме того, В школе
Кодокан были введены новые правила соревнований, которые сократили до минимума
опасность травматизма.
Техника классического дзюдо включает следующие разделы:
1) Расшатывания (кудзуси), т.е. подготовка к проведению
основного приема;
2) Броски (нагэ-вадза) из положений стоя (тати-вадза) и лежа
(сутэми-вадза). Стоя с преимущественным использованием рук (тэ-вадза), бедер
(коси-вадза) или ног (аси-вадза). Лежа из положений на спине (масутэми-вадза) и
на боку (ёкосутэми-вадза);
3) Захваты (катамэ-вадза) трех видов: с удержанием
(осаэ-вадза), удушающие (симэ-вадза) и болевые замки (кансэцу-вадза);
4) Удары (атэ-вадза) руками (удэ-вадза) и ногами (аси-атэ);
5) Приемы реанимации (каппо-дзюцу) путем нажатий на
определенные точки человеческого тела;
6) Владение ножом, палкой, самурайским мечом. Ныне этот
раздел практически забыт, так как после 1945 года он больше не изучается ни в
школе, ни в полиции, ни в силах самообороны;
7) Парные ката, или комплексы формальных упражнений, объединяющие
базовую технику классического дзюдо. Этих ката, знание которых для обучающихся
в Кодокане до сих пор строго обязательно, всего девять: 1. комплекс мягкости
(дзю-но ката); 2. «старинный» комплекс (косики-но ката); 3. комплекс «пяти
стихий» (ицуцу-но ката); 4. комплекс наиболее результативного приложения силы
(сэйроку дзэнъё кокумин-тайику-но ката); 5. комплекс свободного спарринга
(рандори-но ката); 6. комплекс боевых приемов, т.е. ударов (синкэн-сёбу-но
ката); 7. общий комплекс самозащиты (кодокан госин-дзюцу-но ката); 8. комплекс
самозащиты для мужчин (иппон-ё госин-но ката); 9. комплекс самозащиты для
женщин (фудзёсиё госин-но ката).Nage-waza (нагэ-вадза)- техника проведения бросков (67 техник) Tati-waza (тати-вадза) - техника, выполняемая в положении стоя
Te-waza (тэ-вадза) - техника бросков руками (15) Seoi-nage - бросок через спину, становясь на колени Tai-otoshi - передняя подножка Kata-guruma - бросок через плечи ("мельница") Sukui-nage - бросок захватом бедра изнутри (передний переворот) Uki-otoshi - бросок выведением из равновесия рывком вперёд Sumi-otoshi - бросок выведением из равновесия толчком назад Obi-otoshi - бросок обратным захватом за бёдра Seoi-otoshi - бросок через спину, становясь на одно колено Yama-arashi - "горная буря" - бросок через спину с захватом одноимённого отворота с подсадом голенью снаружи Morote-gari - бросок захватом двух бёдер (выхват за ноги) Kuchiki-taoshi - "бросок преследованием" - выхват за голень накрест Kibisu-gaeshi - "переворот за пятку" - выхват за пятку изнутри Uchi-mata-sukashi - "расклинивание бедра изнутри" - бросок выведением из равновесия рывком вперёд, как контр-приём от подхвата изнутри Kouchi-gaeshi - "малый внутренний контр-приём" - бросок выведением из равновесия рывком как контр-приём от подсечки изнутри Ippon-seoi-nage - бросок через спину с захватом руки на плечо Koshi-waza (коси-вадза) техника бросков корпусом (11) O-goshi - "большая поясница" - бросок через бедро с захватом на спине Koshi-guruma - "колесо через поясницу" - бросок через бедро с захватом головы Tsuri-komi-goshi - "поясница с подцеплением" - бросок через бедро с захватом отворота Harai-goshi - "поясница с высеканием" - бросок через бедро с подсадом Tsuri-goshi - "поясница с зацеплением" - бросок через бедро с захватом пояса Hane-goshi - "поясница с махом ногой" - бросок через бедро с подсадом голенью Utsuri-goshi - "обратная поясница" - бросок через бедро сбоку (боковое бедро) Ushiro-goshi - "поясница сзади" - подсад бедром Daki-age . - подъём противника на руках из партера на уровень плеч Sode-tsurikomi-goshi - " поясница с зацеплением рукавов" - бросок через бедро с захватом за два рукава Ashi-waza (аси-вадза) техника бросков ногами (21) Deashi-harai - боковая подсечка Hiza-guruma - подсечка в колено Sasae-tsurikomi-ashi - передняя подсечка под выставленную ногу Osoto-gari - отхват Ouchi-gari - зацеп изнутри Kosoto-gari - задняя подсечка под пятку Kouchi-gari - подсечка изнутри Okuri-ashi-harai - боковая подсечка в темп шагов Uchi-mata - подхват изнутри Kosoto-gake - зацеп снаружи (садясь) Ashi-guruma - боковой подхват Harai-tsurikomi-ashi - передняя подсечка под отставленную ногу O-guruma - подхват под две ноги Osoto-guruma - отхват под две ноги Osoto-otoshi - задняя подножка Tsubame-gaeshi - боковая подсечка как контр-приём от боковой подсечки Osoto-gaeshi - задняя подножка (отхват) как контрприём от задней подножки Ouchi-gaeshi Hane-goshi-gaeshi Harai-goshi-gaeshi Uchi-mata-gaeshi Sutemi-waza (сутэми-вадза) - техника, выполняемая при падении Ma-sutemi-waza (ма-сутэми-вадза) техника, выполняемая при падении атакующего на спину (5) Tomoe-nage - бросок через голову Sumi-gaeshi - бросок через голову с подсадом голенью (с захватом на спине через разноимённое плечо) Ura-nage - бросок через грудь Hikikomi-gaeshi - бросок через голову с подсадом голенью (с захватом пояса через одноименное плечо) Tawara-gaeshi - бросок через грудь с обхватом туловища укэ сверху Yoko-sutemi-waza (юко-сутэми-вадза) техника, выполняемая при падении атакующего на бок (15) Yoko-otoshi - боковая подножка Tani-otoshi - задняя подножка на пятке Hane-makikomi - бросок через спину с захватом руки под плечо и подсадом голенью изнутри Soto-makikomi - бросок через спину с захватом руки под плечо Yoko-wakare - передняя подножка на пятке Yoko-guruma - бросок через грудь и ногу Yoko-gake - боковая подсечка с падением Daki-wakare - Uchi-makikomi - Kani-basami - бросок двойным подбивом Osoto-makikomi - Uchi-mata-makikomi - Harai-makikomi - бросок через спину с захватом руки под плечо и подсадом голенью снаружи Kawazu-gake - КАТАМЭ-ВАДЗА (katame-waza) - техника выполнения удержания (19 техник) Катамэ-вадза делится на 3 раздела: Osaekomi-waza (осаэ-коми-вадза) - техника удержания на земле (7) Kuzure-kesa-gatame - удержание сбоку с захватом ворота и рукава Kata-gatame - удержание сбоку с рукой и удушением Kami-shiho-gatame - удержание со стороны головы Kuzure-kami-shiho-gatame - удержание поперёк с захватом за голову и брюки (пропустив руку между ног противника) Yoko-shiho-gatame - Tate-shiho-gatame - удержание верхом Kesa-gatame - удержание сбоку Hon-kesa-gatame - удержание сбоку Shime-waza (симэ-вадза) - техника удушающих захватов(12) Nami-juji-jime - удушение руками накрест (ладони вниз) Gyaku-juji-jime - удушение руками накрест (ладони вверх) Kata-juji-jime - удушение руками накрест (одна ладонь вниз, другая - вверх) Hadaka-jime - удушение плечом и предплечьем Okuri-eri-jime - удушение сзади с захватом двух одноимённых отворотов Kata-ha-jime - удушение сзади воротом, приподнимая руку Do-jime- удушение с боков (сжимание туловища укэ коленями) Sode-guruma-jime - удушение сзади воротом-петлёй Kata-te-jime - Ryo-te-jime - Tsukkomi-jime удушение воротом-петлёй Sankaku-jime - удушение ногами из положения нижнего Kansetsu-waza (кансэтцу-вадза) - техника воздействия на суставы - болевые приёмы (10) Ude-garami - узел локтя Ude-hishigi-juji-gatame - рычаг локтя с обхватом руки ногами Ude-hishigi-ude-gatame - рычаг локтя с упором руки в плечо от удержания поперёк Ude-hishigi-hiza-gatame - рычаг локтя при полощи колена сверху (укэ лежит на животе) Ude-hishigi-waki-gatame - рычаг локтя внутрь с фиксацией через подмышку Ude-hishigi-hara-gatame - рычаг локтя через живот или грудь атакующего, проводимый в высоком партере или стойке Ashi-garami- узел колена ногами Ude-hishigi-ashi-gatame - рычаг руки ногой из положения верхнего Ude-hishigi-te-gatame - Ude-hishigi-sankaku-gatame
|