Какое оружие использовали мастера окинавского
каратэ? Часть 1. Руки и ноги.
«Время даром не трать,
молод ты или стар.
Ударом учись
отвечать на удар!»
Из трактата XVIII в. по окинава-тэ.
Слово «каратэ» с 1927 пишется двумя иероглифами: «кара» –
пустота, «тэ» – рука в смысле «рукопашный бой». Таким образом, каратэ, в
вольном переводе – «рукопашный бой пустыми руками». Какое же здесь оружие?
Рука, нога, да голова отчасти, в качестве ударного инструмента. Ну и боевой
дух, куда же без него! Но так было далеко не всегда. До 1927 года слово
«каратэ» писалось по другому. Первый иероглиф «кара» – «Китай», второй «тэ» –
рука. Звучит одинаково, но смысл меняется кардинально – «китайский рукопашный
бой». А уж китайцы в применении оружия и подручных предметов в качестве оружия
были очень большие мастера! Окинавский рукопашный бой «окинава-тэ», из
которого, собственно, и выросло современное каратэ, был очень своеобразным
боевым искусством. Окинава-тэ имеет очень древние корни, которые неразрывно
связаны с историей архипелага Рюкю, главным островом которого и была Окинава. Окинава
стояла на перекрестье торговых путей из Японии в южный Китай, и поэтому там
всегда было много разнообразного торгового люда. Японцы, Корейцы, китайцы… В
XII веке именно сюда бежали остатки дружин клана Тайра, разбитые в «материковой
Японии» кланом Минамото. Именно эти хорошо обученные воины и начали учить
население островов воинским искусствам. Население Окинавы много лет отстаивало
свою независимость от Японии, но в конце 1372 г. король Саудо признал вассальную
зависимость архипелага Рюкю (и Окинавы, естественно) от… Китая. Именно с этого
времени и повалили на Окинаву китайские торговцы, которым не разрешалось жить в
Японии. Именно тогда образовалась на Окинаве многочисленная китайская община. А
среди китайских торговцев было довольно много мастеров китайских боевых
искусств, которым, в тогдашнем Китае, обучались в семье любого богатого
человека. Вот этот сплав – самурайского боевого искусства, китайского
рукопашного боя и определенных исторических условий и дал миру такой феномен
как каратэ. Причем, главными условием формирования специфики каратэ были именно
исторические. Традиционно на Окинаве было три провинции, всегда воевавших между
собой. В 1429 году король Сё Ха-си объединил все три области под своей властью
и, желая пресечь все попытки мятежа, запретил жителям страны носить оружие.
Любое! Право на ношение оружия осталось только у королевской семьи и его
дружины. А все население архипелага, кроме местных податей, было обложено
непомерными поборами в пользу королевской семьи. Уже тогда народ начал
объединяться в общества самообороны, чтобы противостоять как разбойникам, так и
сборщикам податей, которых сопровождала вооруженная охрана. А мастера китайских
боевых искусств начали в массовом порядке обучать простой народ тому, что
умели: искусству рукопашного боя. Дальше – больше. Завоевавшие архипелаг Рюкю в
начале XVII века японцы не стали менять привычный порядок вещей, а обложили
население дополнительными поборами в пользу «федерального правительства», т.е.
в пользу императорской казны. А чтоб народ не противился, изъяли у него,
народа, все железные предметы, не являющиеся сельскохозяйственными орудиями,
вплоть до кухонных ножей! Даже кузнецов из деревень перевезли из деревень в
крупные города! Ну, а конвои сборщиков податей сопровождали теперь самурайские
отряды, должным образом экипированные и обученные. Именно тогда и начало
население Окинавы обучаться искусству боя без оружия в массовом порядке. Группы
самообороны были тогда в любой общине, в деревнях, ремесленных поселках,
городах… Стиль боя, выработанный в этих суровых условиях, и назывался
«окинава-тэ». Стили этого боя несколько различались в разных провинциях и
носили названия главных городов провинций – Наха-тэ, Сюри-тэ, Томари-тэ. Поскольку
схватка с вооруженным самураем быстро заканчивалась смертью одного из
противников, бить нужно было первым и… насмерть! Особый удар делался на
тренировки ударов руками и ногами. По легенде, удачный удар мастера окинава-тэ
пробивал самурайский панцирь или раскалывал шлем!
«Пусть крепче стали булатной
Будет твоя рука!
Чтоб зря враги уповали
На мощь стального клинка!»
Из трактата по окинава-тэ. XVIII в.
Тренировки длились даже не годами – десятилетиями! Сначала
новичок бил плотный сноп соломы, потом – дерево, камень, раскаленное железо.
Сила удара ногой у современных мастеров каратэ достигает одной тонны. Особыми
тренировками достигалась феноменальная скорость удара, ведь от этого и зависела
жизнь! Система концентрации энергии ци (или ки), перенятая у китайских
мастеров, тоже применялась повсеместно. С ее помощью рука или нога превращалась
в страшное, смертоносное (без преувеличения) оружие. Именно для проверки
концентрации в ударе и получила в каратэ распространение практика тамэси-вари –
разбивания твердых предметов.
«Бьют тебя рукой или держат в этой руке оружие – перебей эту
руку.
Бьют тебя ногой – перебей эту ногу!
И мгновенно наноси ответный удар.»
Так выразил философию каратэ Мацамура Сокон из Сюри. Его учениками были
основатели всех (это не преувеличение!) ведущих школ современного каратэ –
Фунакоси Гитин (Сёто-кан), Мияги Тедзюн (Гондзю-рю), Мабуки Кэнва (Сито-рю) и
многие другие.) Но не только руки и ноги использовали в те времена мастера
«китайской руки». Всё, что помогало победить вооруженного воина, шло в дело.
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-17717/ |