Какое оружие использовали мастера окинавского
каратэ? Часть 2. Сельхозинвентарь.
По дошедшим до нас легендам, мастера окинавского карате
могли рукой пробить самурайский панцирь, расколоть самурайский шлем, убить
лошадь ударом в бок… Об использовании в окинавском каратэ рук и ног в качестве
смертоносного оружия можно прочесть здесь. Однако легенды – легендами, а руки и
ноги против вооруженного мечом, закованного в доспехи хорошо обученного воина
все-таки малоэффективны. Вопреки устоявшимся мнениям, мастера окинава-тэ
использовали множество подручных предметов в качестве оружия. Мало-помалу были
выбраны самые эффективные техники, которые были описаны в трактатах и канонизированы
(формализованы). Вот какое оружие традиционно описывают трактаты по окинавскому
рукопашному бою.
Оружие мастера окинавского тэ.
1. Крепкая палка, шест. Длинная палка на востоке – прежде
всего оружие, и лишь потом… палка, на которую опирается путник. Самое надежное
оружие крестьян, путников, бедного городского люда. В руках мастера посох из
крепкого дерева легко ломает руки и ноги, протыкает грудную клетку.
Неудивительно, ведь сила удара раскрученной до огромной скорости палки
превышает две тонны! Классические китайские комплексы работы с посохом включают
себя тысячи разнообразных движений – вращательных, тычковых, блокирующих…
Многие из этих движений и составили основу окинавской боевой техники работы с
шестом, которая мало отличается от техники бо-дзюцу классических самурайских
школ.
2. Нунтяку – две палки крепкого дерева, связанные веревкой
или цепочкой. На сегодняшний день это, наверное, самое известное традиционное
окинавское оружие. В руках мастера сила удара концом этих палочек-вырубалочек
достигала полутора тонн. Обычно использовалось парно – одной блокировалось
оружие, а другой наносился завершающий удар.
3. Классическая тонфа представляет собой палку с
перпендикулярной рукояткой. Изготовлялась из крепкого дерева. Мастера тэ
держали тонфа за рукоять, коротким концом вперед. При этом, за кулак выходило
ещё 10-15 см
крепкого дерева, являющегося как бы продолжением руки. Тонфа наносились
тычковые и вращательные удары наотмашь, а также блокировались удары мечом или
другим оружием. Оружие это доказало свою эффективность настолько, что во многих
странах полицейские дубинки изготовляют с поперечной рукоятью, а основы
тонфа-дэюцу изучают в полицейских академиях.
4. Крестьянский серп – кама. Использовался как рубящее, так
и метательное оружие. Этим оружием, правда, несколько видоизмененным, в
конкретных боевых задачах пользовались как самураи, так и японские
шпионы-ниндзя.
5. Наиболее оригинальным, причем нигде, кроме Окинавы больше
не встречающимся оружием окинавских мастеров каратэ был сай –
цельнометаллический трезубец с двумя боковыми «отростками». Длина этого
колющего предмета была 40-55
см, вес – примерно килограмм. Классические трактаты по
Окинава-тэ описывают несколько десятков ката – канонических комплексов движений
с этим интересным оружием. Обычно мастер выходил драться с тремя сай – первый
метался в противника, двумя другими противник добивался.
6. Цепи разной длины с грузиками на конце – сурутин.
Каменный или металлический груз на конце позволял даже на расстоянии несколько
метров нанести удар по противнику, и тут же притягивался обратно. Также цепь
позволяла наносить удары с помощью вращения по типу кистеня и опутывать
конечности. Техника работы с сурутин напоминает технику работы с нунтяку –
принцип совершенно тот же. Изготовлялись так же цепи с короткими круглыми
металлическими ручками. Зажав обе ручки в одной руке, мастер мог драться цепью
как бичом, нанося дополнительные удары не грузом, а самой цепью.
7. Отдельные мастера тэ использовали также маленькие кожаные
щиты (то-хай) в сочетании с лопаточками для ворошения риса (хэра). Этот вид
единоборства даже получил отдельное название – тимбэй. Однако эти приёмы не
были канонизированы и исчезли, замененные более эффективными.
8. Использовались в качестве метательного оружия метательные
металлические звёздочки – сюрикены и даже… подобранные на дороге камни!
Всё, что могло принести победу, шло в ход! Этим и отличается древний
рукопашный бой от современного спортивного спарринга, где есть определенные
правила, за нарушение которых строго наказывают. Может быть потому многие люди,
занимающиеся боевыми искусствами, но привыкшие к спортивным соревнованиям,
оказываются беспомощны в реальной уличной драке с бандой отморозков. Опыта не
хватает. А может… духа тех, старых мастеров? Вот об этом–то эфимерном духе,
приносящим реальную победу, и будет рассказано в третьей части.
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-17717/ |