Фраза «окинавское кобудо» для большинства любителей единоборств России мало о чём говорит. И связано это, прежде всего с тем, что реально занимающихся традиционным окинавским кобудо очень мало. Можно, конечно, при желании к последователям этой традиции причислить любителей «покрутить нунчаки», помахать палкой, но это вряд ли будут приверженцы классического вида единоборства, знающие его историю, основы философского учения и методику обучения и преподавания техники. Ряд неверных утверждений, мифы и легенды, в большинстве своём созданные уже в наши годы людьми, далёкими от истинной традиции воинских искусств Окинавы, породили определённо не воспринимающее отношение любителей единоборств. Итак, кобудо – «путь старинных воинских искусств» – вид воинского искусства с широким арсеналом используемых разновидностей холодного оружия. Стоит отметить, что в Центральной Японии все старинные воинские искусства, задействованы ли там виды оружия или нет (насколько мне известно, подавляющая часть этих видов являются комплексными), обозначаются этим же термином. Поэтому кобудо, возникшее и развивавшееся на острове Окинава, принято отличать от японского (Нихон кобудо) терминами Окинава кобудо («окинавское кобудо») или Рюкю кобудо («кобудо Рюкю»).
Развенчивая мифы
Если в традициях японского бу-дзюцу было принято кодифицировать различные школы или стили, то в случае с окинавским кобудо такого, похоже, не происходило вплоть до середины ХХ столетия. По каким-то причинам до нас не дошли исторические записи, которые упоминали или каким-либо образом характеризовали ту или иную школу воинского искусства до второй половины XIX века. Как мне кажется, подобная традиция, если даже и существовала, до нас не дошла (вспомним хотя бы то, что битва за Окинаву в 1945 году оказалась самым кровавым и разрушительным сражением против Японской Империи во Второй Мировой войне). В любом случае, необходимо «отделить зёрна от плевел» и показать, что собой представляет кобудо. Ошибочно считается, будто в окинавском кобудо используются виды оружия, по сути представляющие собой сельскохозяйственные предметы, тогда как японские виды бу-дзюцу используют прежде всего виды оружия, изначально применявшиеся самураями на полях сражений – катаны (мечи), яри (копья), нагината (алебарды) и т.д. Приходится сразу оговориться, что подобные окинавским видам виды японского оружия применялись самураями. Возьмём хотя бы кама, боевые серпы, которые очень похожи на сельскохозяйственные инструменты, а на самом деле выполнены профессиональными оружейниками. Неверное представление об окинавском кобудо возникло благодаря мифу о том, что-де окинавские крестьяне сопротивлялись угнетению администрации клана Сацума из южной части острова Кюсю, которые захватили некогда зависимое не от японских даймё, а от китайских властителей королевство Рюкю (архипелаг островов во главе с Окинавой и называется ныне архипелагом Рюкю). Работники полей, вынужденные искать управы на разорителей, самостоятельно осваивали воинские искусства и нападали на арьергарды японцев и сборщиков налогов. Но тогда возникает вполне уместный вопрос «А когда же они успевали заниматься посадками и возделыванием растений?». Легенды о том, что крестьяне-окинавцы уделяли «набивке» ударных поверхностей и повторению ката и их бункай время после тяжёлого физического труда ночами и где-то вдали от чужих глаз, являются выдумкой. Дело даже не только в том, что у крестьян вряд ли хватало сил и навыков сколько-нибудь эффективно сражаться с подготовленными самураями. Об этом, кстати, известный исследователь Патрик МаКарти в беседе со мной говорил вот что: «Сколько бы я не рылся с исторических документах, сколько бы не просиживал в архивах, мне не удалось найти сведений о том, что сельские жители сопротивлялись самураям и сражались с ними. Не зафиксировано даже ни одного крупного восстания, коих в Центральной Японии было очень много». Причина столь лояльного поведения селян заключается, как мне кажется, в том, что захватчики оставили местным администраторам их посты, и лишь немного ужесточили контроль. На небольшой территории Окинавы было очень трудно спрятаться от преследований в случае крестьянского восстания, а надеяться на победу в столкновении с отрядами вооружённых до зубов воинов Сацума. Не стоит забывать и о таком феномене, как общественное мнение. Роль его в этом азиатском государстве в эпоху Средневековья была незначительна.
Король Сё Хаси
Но ведь находились же на защите острова от внезапного вторжения извне свои собственные воины! Они, не выдержав натиска Сацума, сложили оружие. И, что вполне естественно, стали служить своим правителям, подчинённым интервентам. В общем же, охрана общественного порядка, защита отдельных поселений и замков, сбор налогов и полицейские функции и стали задачами местных воинов. Уже к захвату Окинавы в королевстве оформилась чёткая структура сословий, в которой важное место занимали несколько «подразрядов» служилых людей, собирательное название которых – пэйтин. По сути, пэйтины – это те же самураи. Именно они и стали средой совершенствования воинских искусств, которые, как можно заметить, по своей сути несколько отличались от японских бу-дзюцу. Тем не менее, окинавские пэйтины неоднократно путешествовали «на стажировки» в Сацума, где постигали секреты Дзигэн-рю, направления воинского искусства, делавшего акцент на использовании меча и дзё (короткой палки). Среди тех, кто постигал науку Дзигэн-рю, были такие столпы окинавского бу-дзюцу как Сакугава Канга (по прозвищу Туди (или Тодэ) Сакугава), Мацумура Сокон (Буси Мацумура), Цукэн Кура и другие. Путешествовали они и в Китай, где также обучались воинским искусствам. В общем, становится ясно, что «сельскохозяйственная» теория не имеет под собой прочного основания. Ни один крестьянин, даже очень зажиточный, не способен совершить несколько путешествий в соседние страны, тем более с целью изучения воинских дисциплин. Это было делом профессиональных воинов.
Каким было оружие?
Занявшийся некогда поиском и перечислением всех видов оружия окинавских воинских искусств исследователь Марк Бишоп, известный отечественному читателю по его книге «Окинавское каратэ: учителя, стили и секретные техники», смог собрать сведения об огромном количестве различных видов, и информацию об этом опубликовал в другой своей книге «Дзэн Кобудо: Загадки окинавского искусства оружия и Тэ». Бишоп перечисляет более полусотни видов оружия, которыми пользовались во времена феодализма окинавские воины. Как он сам замечает, многие авторы делят виды оружия на так называемые «сельскохозяйственные» и «несельскохозяйственные». После долгих лет, проведённых на Окинаве, он отмечал также, что мастера кобудо не разделяют виды оружия на эти две категории, за них это сделали европейские и американские исследователи. Вместе с тем, и на острове до сих пор многие специалисты воинских искусств продолжают считать, что некоторые орудия труда рыбаков и крестьян стали прообразом тех видов оружия, которые считаются «сельскохозяйственными». Скорее всего, вряд ли стоит причислять эти виды к орудиям труда просто потому, что средой их использования было сословие пэйтинов, профессиональных воинов. В связи с этим мы можем констатировать, что они имели возможность готовить своё оружие к бою. Другой вопрос, почему же пэйтинам приходилось так «маскироваться»?
Период феодальной раздробленности
Период 1187-1429 годов считается в истории Окинавы «периодом феодальных замков» или «Гусуку-дзидай». В это время произошло формирование крупных феодальных центров на острове, а впоследствии проявились основные проблемы средневекового общества – борьба землевладельцев за власть и феодальные войны. В них-то местные пэйтины и проверяли свои умения сражаться не на жизнь, а на смерть. Считается, что импульс развитию воинских искусств дало прибытие на Окинаву некий Тамэтомо, члена семьи Минамото, претендовавшей на господство в Центральной Японии. В 1156 году он выступил на стороне клана Минамото против своих соперников из клана Тайра. Тайра оказались сильнее, и Тамэтомо пришлось принять их условия. Он был сослан на один из небольших островов у полуострова Идзу, что на юге Кюсю, откуда в 1165 году вместе с остатками своей дружины, как гласит легенда, каким-то образом умудрился бежать на корабле, и высадился на берегу Окинавы в заливе Унтэн. До островов архипелага Рюкю японцы доплывали редко, поэтому там Тамэтомо чувствовал себя в относительной безопасности. Легенда гласит, что господин замка Одзато принял его дружелюбно, и даже выдал за него свою дочь. В 1166 родился их сын Сюнтэн, в последствии (1187 год) ставший королём Рюкю. Для нас важно, что воины Тамэтомо принесли информацию о том, как ведутся войны в Японии. Некоторые исследователи даже говорят об определённых направлениях воинских искусств, якобы завезённых ими на Окинаву. Можно, однако, гипотетически предполагать, что самураи Тамэтомо поделились своими знаниями с местными воинами. Трое же сыновей Сюнтэна разделили страну на три княжества (Нанадзан, Тюдзан и Хокудзан) и постоянно ссорились между собой. В период между 1422 и 1429 годами все три княжества снова объединились в одно королевство, благодаря настойчивости и хитрости одного из адзи, владельца замка Сасики по имени Хаси (правил в 1421-1439), который для начала свергнул князя Бунэя и захватил его княжество Тюдзан. Став во главе королевства, он основал новую династию Сё. Итак, мы видим, что Окинава была подвержена такой же феодальной борьбе, как и Центральная Япония. Естественно, на полях сражений использовались не нунтяку, а мечи копья и алебарды. Воинские искусства высоко ценились и позже, когда для защиты кораблей, регулярно курсировавших между Китаем и Окинавой (Сё Хаси наладил контакты с материком и период его правления, а также последующие годы считаются «золотым веком торговли» и расцвета Рюкю) нанимались профессиональные воины. Они были призваны обеспечить безопасность грузов, пассажиров и команды от бороздивших морские просторы пиратов вако. Вместе с тем, один из последующих правителей, Сё Син (1477-1526) издал указ, по которому все крупные землевладельцы должны были поселиться у замка Сюри, ставшего столицей государства. Так образом Сё Син мог контролировать своих потенциальных оппонентов. Одновременно было проведено всеобщее разоружение населения. Сё Син издал указ, согласно которому ношение мечей запрещалось, а «излишки оружия», как пишет Марк Бишоп, необходимо было сдать под охрану в оружейную палату Сюри. Однако войско короля не было разоружено, о чём многие просто не знают. Насколько серьёзным и жёстким был запрет, точно неизвестно, хотя многие исследователи в красках живописуют жестокость королевских слуг, расправлявшихся с теми, кто не желал отдавать оружие. Кстати, ритуальные самоубийства, сэппуку, были Сё Сином официально запрещены. Португальские путешественники и торговцы, которые в этот период стали посещать Окинаву, описывают окинавских воинов и… их оружие. Вот что писал в «Восточной Суме» в начале XVI века европеец Пирес, встретивший окинавских купцов в Малакке: «Они (рюкюсцы) – искусные […] и изготовители оружия». Писал Пирес и о том, что оружейники Окинавы производят великолепные мечи, и о том, что эта «продукция» быстро распродаётся на рынках Юго-Восточной Азии. Конечно, продажа и производство мечей не говорит, что на Окинаве было просто достать такое оружие. Что ж, вопрос об оружии остаётся одним из главных для исследователей рюкюсских воинских искусств. Известно, что для охраны общественного порядка тем же указом Сё Сина было предписано вооружать пэйтинов трезубцами сай и шестами. Так или иначе, но клан клан Сацума с юга острова Кюсю решил завоевать Окинаву, и, вторгшись в 1609 году, без особого труда сумел подчинить себе государство. Возможно, как раз отсутствие войн и неумение применять свои навыки на деле и сыграли свою роль наряду с отсутствием достаточного количества оружия и доспехов. В 1611 году по приказу Симадзу окинавский король был вынужден издать знаменитые «15 указов», установившие грабительские налоги, запретившие торговлю с иностранцами, обладание любым «железным» оружием, а также военные упражнения.
Пэйтины – сила Окинавы
Итак, мы видим, что пэйтины Окинавы использовали в качестве оружия также и мечи. Справедливости ради стоит отметить, что клинковое оружие использовалось на Окинаве издревле. Всего лишь несколькими веками после того, как в Японии оформилось кузнечное ремесло, в Рюкю также стали производить мечи. Однако, из-за почти полного отсутствия металла, мечи закупались в Японии. Вопрос о запрете на оружие остаётся спорным. Известно, что пэйтины в качестве наиболее удобных видов шест (кун или бо) и сай (трезубцы, которых у каждого пэйтина было обычно два или три). Накамото Масахиро, известный мастер каратэ и кобудо и исследователь истории бу-дзюцу Окинавы, писал, что сай использовались окинавской полицией, но лишь немногие мастерски владели этим видом оружия. В любом случае, работа с такими видами как меч, копьё, алебарда или нож, остаётся уделом специалистов высокой квалификации. Ныне же самыми известными для широкой публики видами оружия являются шесты, тунфы, нунтяку и сай. Постепенно воинские искусства Окинавы стали оформляться в стройную систему.
Хорошо забытое старое – это новое
Немаловажно и то, что термин «кобудо» был принят для обозначения воинских искусств Окинавы в ХХ веке. Возьму на себя смелость предположить, что появился он после того, как в 1936 году мастерами окинавских воинских искусств официально было одобрен и принят термин «путь пустой руки» - каратэ-до – вместо «китайской руки» - туди (по-окинавски) или тотэ (по-японски). С популяризацией каратэ среди населения Японии, и особенно среди школьников и студентов, приёмы боя с различными видами оружия были утеряны либо оставались известными лишь для специалистов каратэ высокого класса. Некоторые стили, например Годзю-рю или Уэти-рю, вообще исключили приёмы работы с оружием, оставив своим адептам возможность постигать секреты владения оружием «на стороне», то есть из других источников. И буквально несколько человек, искренне преданных старинной традиции, решили дать вторую жизнь таким видам как бо-дзюцу (искусство боя шестом), нунтяку-дзюцу (искусство боя нунтяку), сай-дзюцу (искусство боя стальными трезубцами-сай), сурутин-дзюцу (искусство применения в бою цепи) и другим. Благодаря таким мастерам как Ябику Модэн, Осиро (Огусуку) Тёдзё, Тайра Синкэн, Матаёси Синпо, Сокэн Хохан, Кина Сэйко и некоторым другим, на Окинаве и в Центральной Японии появились ряд додзё, в которых преподавались приёмы боя с оружием. Благодаря этим людям сохранились вид воинского искусства, который ошибочно называют «разделом каратэ». Наиболее успешными в своей популяризаторской деятельности оказались Тайра Синкэн и Матаёси Синпо. Последний, кстати, покинул наш мир не так давно, в 1997 году. К этому времени он основал и развил самую мощную как в структурном, так и в финансовом плане организацию, филиалы которой существуют, наверное, почти во всех странах, кроме бывших республик СССР.
«Малое в большом» или всё?
То, что кобудо не является «разделом» каратэ, доказать просто. В стародавние времена не существовало деления на каратэ и кобудо. Воинское искусство, которым должен был владеть любой пэйтин, включало в себя приёмы как с оружием, так и без него. Как уже было сказано, Мацумура Сокон, выдающийся мастер XIX века, передал своим ученикам знания по бою шестом и сай. С другой стороны, практически не было мастеров кобудо, которые бы практиковали только технику боя с оружием. Так, направление кобудо Матаёси Синпо включает в себя не только ряд ката каратэ (большое влияние на самого Синпо оказал Кян Тётоку, у которого он занимался в юношеские годы, потом занимался под руководством Мияги Тёдзюна), но и уникальные формальные комплексы и упражнения у-шу стилей Пьяницы, Журавля, Змеи, Обезьяны и т.д., которые он разучил под руководством китайского мастера Гокэнки (У Сяньгуя), переехавшего на Окинаву. Направление Рюкю Кобудо мастера Тайры Синкэна, которое впоследствии унаследовали Акаминэ Эйсукэ, Накамото Масахиро и Иноуэ Мотокацу, содержит многочисленные ката без оружия. Менее известное направление кобудо Уфутику-рю является старинной версией (трудно судить, насколько это направление остаётся аутентичным) воинского искусства, изначально сочетающего изучение холодного оружия с примами рукопашного боя голыми руками. Так что же является «исконным» воинским искусством Окинавы? Каратэ, почти потерявшее прикладное значение за отсутствием тренировки с предметами, и заменившее их сказочными мифами об умении кулаком пробивать самурайские доспехи, или кобудо, объединяющее многие (современное кобудо тоже довольно далеко от боевых «идеалов» старины и обычно не затрагивает ряд очень важных вопросов, касающихся поединка) техники? Для меня не существует дилеммы. Целое никогда не будет меньше части, а часть – больше целого. Справедливости ради стоит заметить, что вполне возможно существование одного феномена. То есть, вероятно, в условиях Окинавы (до ХХ века) искусство рукопашного боя без оружия существовало параллельно искусству боя с оружием.