˝ну, очень начинающим, вне зависимости от стажа занятий˝.
Некоторые советы ˝ну, очень начинающим, вне зависимости от стажа занятий˝.
Целью данного текста является создание у новичков целостного представления о том, что уместно и что неуместно в тренировочном зале. У людей, которые знают о восточных единоборствах лишь понаслышке (и по фильмам, конечно), зачастую создаётся превратное представление об этикете восточных единоборств. Дескать, это нечто сложное, я там ничего не умею, даже поклониться правильно не смогу, и мне там за это быстренько голову оторвут. "Поэтому я к ним, к азиатам страшным, не пойду”. Разумеется, кое-где встречаются и такие залы (или, правильно говоря, додзё, что означает "место пути”), где опоздавшего на пять минут ученика могут заставить сто раз отжаться на кулаках. И лишь потом можно будет присоединиться к тренировке. На мой взгляд, это бессмысленно вне рамок цивилизации, которая породила такую меру воспитания - цивилизации, в которой вообще не принято опаздывать, в которой даже огромные производственные корпорации работают без промежуточных складов, поскольку там нечего хранить, ибо сотни тысяч разных деталей для сложных изделий доставляются на нужное место точно в срок. Поэтому лучше сосредоточимся на самих занятиях. Итак, несколько практических советов и пожеланий.
Если вы пришли в раздевалку, переоделись, а до начала занятий осталось ещё целых десять минут - идите и разминайтесь. Не пытайтесь самостоятельно полностью копировать разминочный комплекс - просто и без напряжения делайте то, что вы сделать в состоянии (махи руками, приседания, прогибы и т.д.). Не переусердствуйте.
Если инструктор вам что-то показывает - как правило, это означает, что нужно спокойно смотреть, не пытаясь в тот же момент повторять его движения. Как это ни странно, такое поведение считается более продуктивным. Высшая степень неуважения к работе инструктора - отвернуться в момент, когда он что-то показывает специально для вас. Смотрите во все глаза - может быть, вам это больше никто вблизи не покажет.
Лучшая поза для восприятия - естественная стойка. Примерно соответствует стойке ˝хэйко-дати˝. Не подпирайте стены в зале - они не упадут.
Когда вам предлагают найти партнёра, чтобы выполнять парное упражнение - не берите себе партнёра, равного по умениям. Если вы слабо понимаете, чего от вас хотят - обратитесь к тому, кто занимается дольше вас. В идеале - к ассистенту инструктора и (если не помогло) - к инструктору.
Не пытайтесь компенсировать недостаток техники (отсутствие умения) чрезмерным усердием, силовой работой и дополнительными движениями. Чем напрасно мучить партнёра, лучше три раза подумать и сделать медленно, но правильно.
Сдержанность манер в зале чрезвычайно полезна. Не следует говорить (если нет срочной проблемы и если вас ни о чём не спрашивают), чрезмерно веселиться и совершать ненужные движения, напускать на себя суровый вид тоже не нужно. Нормальный шумовой фон в додзё - это шорох ног, шум падения на татами, команды инструктора, редкие боевые крики сражающихся (киай) и стук деревянного оружия. Смех, необязательные разговоры - недопустимы.
Если при повторении движений без партнёра вы сбились со счёта, не успели что-то и вообще запутались - медленно повторяйте то, что делают все окружающие. Не успеваете за счётом? Бывает. Но это не повод стоять и ждать окончания упражнения. Работайте над собой каждую минуту, даже если возникают мысли вида ˝я этому никогда не научусь˝.
Не задавайте инструктору вопросов, далёких от непосредственно разбираемой темы. Если вы вдруг вспомнили, что на позапрошлом занятии так и не решили вопрос с освобождением от захвата двумя руками за предплечье - лучше спросите инструктора отдельно.
В очень многих источниках указано, что в раздевалке не следует оставлять ценные предметы. У нас эта проблема решается просто - никто не мешает вам сложить мобилу, кошелёк, бриллиантовое колье и всё остальное, что вам ещё дорого в этой жизни в маленький пакетик и положить его в углу зала. В зале этот пакетик будет под присмотром вполне надёжных людей. В частности, всех участников занятий (мы же доверяем друг другу, верно?) и даже инструктора. (Дело отнюдь даже не в возможных фактах пропажи вещей, а в том, что далеко не каждый человек может сосредоточиться на упражнениях, когда все его ценности лежат без присмотра в соседней комнате. Так уж люди устроены. Я, например, тоже так устроен.)
Поклон при входе в зал столь же важен, как и приветствия в начале и конце занятия.
При поклоне ноги не расставляют. Самая ужасная оскорбительная ошибка - пройти между двумя людьми, которые кланяются друг другу. (Кстати, в том числе и по этой причине не надо без особой нужды ходить через центр зала - вдруг там сейчас происходит что-то подобное.)
Опоздавший (т.е. опоздавший к первому поклону приветствия) ждёт, пока сэнсэй допустит его к участию в занятиях.
Не пытайтесь самостоятельно видоизменить сложное (а особенно парное) упражнение, если вы не вполне понимаете, какой от этого может быть эффект. Если вам его в такой форме не показывали - значит, и не надо.
Если человек в вашем присутствии выполняет какие-то упражнения (например, ката), то отвлекать его, особенно по формальным или шуточным поводам - дело предпоследнее. (Некоторые упражнения построены на том, что их нужно делать в определённом ритме, с определённым дыханием и концентрацией внимания от начала до конца. И вот, через двадцать минут после начала комплекса и за двадцать минут до его окончания, вы подходите, чтобы поздороваться с ним за руку. Оно ему надо? А вам - так ли уж это надо? Хотите проявить своё уважение - отойдите и не мешайте.)
В других додзё могут быть другие правила. В нашем клубе подход не очень формален, но это не повод совсем уж расслабляться. На пути постижения боевого искусства самодисциплина помогает никак не меньше, чем утренняя зарядка.