ПУТЬ ВОИНА
Понедельник, 23.12.2024, 18:11

| RSS
ШКОЛА БОЕВЫХ ИСКУССТВ
"ТОРИИ"


Новости| Каталог статей

Вход


Вы:
Вы на сайте уже: дней
Личных сообщений у вас:
Ваш ID на сайте № 0
Ваш Ip: 18.188.62.10

Online :
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Users :
Кто нас сегодня посетил
Поиск по сайту
Содержание сайта
Друзья сайта
Наша кнопка
Главная » Статьи » Общее » Разное

Почетный черный пояс: что такое хорошо, что такое плохо?

Почетный черный пояс: что такое хорошо, что такое плохо?

Если в обществе нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели.

Из к/ф «Кин-дза-дза»

В январе 2006 года на российско-литовской границе пограничники задержали контрабандистов. Несколько человек пытались преодолеть Неман по льду, используя в качестве маскхалатов… кимоно для каратэ. Есть подозрение, что выдали злоумышленников черные пояса. Вопрос о том, насколько правомочно, справедливо и этично присваивать черные пояса, а чаще мастерские степени – даны, является одним из самых острых и дискуссионных в мире современных боевых искусств, в том числе и в нашей стране. Пожалуй, самый распространенный упрек одного обладателя мастерской степени (или просто «любопытствующих» и «сопереживающих» авторов посланий на форумы, посвященные восточные единоборствам) другим в этом и заключается: «А кто ему присвоил 5-й дан? А я вообще такого мастера не знаю и организацию эту не признаю!». Естественно, в ответ слышатся точно такие же упреки в столь же «незаконном получении» аналогичного дана. Пытаясь разобраться в ситуации, мы попросили высказать свое мнение нескольких признанных мастеров боевых искусств, имеющих высокие степени отличий, но прежде чем передать им слово, хотелось бы сделать два уточнения.


Первое: мы не будем говорить о поясах и данах, выписанных никому неизвестными и мифическими «комитетами» и «комиссиями по распределению черных поясов», даже если они числятся «при Государственной Думе РФ» или «при Госсовете России и Беларуси», так как стоимость четко указана в соответствующих прайс-листах, распространяемых в интернете. Оттуда же, из Всемирной паутины, возьмем и меткую оценку одного из читателей: «хорошо, что пока не присваивают данов по харакири-дзюцу». Мы говорим только о поясах, присвоенных известными руководителями известных школ. Второе: в нашей дискуссии мы обсуждаем именно ПОЧЕТНЫЕ пояса, присвоенные в знак уважения заслуг конкретного человека, а не по результатам дан-теста, который он не мог пройти ни при каких условиях. Возможно, кому-то представляется, что таких людей у нас мало, но позволю себе процитировать свой же доклад, прозвучавший на Международном симпозиуме «Духовные и практические ценности боевых искусств», проходившем в Москве декабре 2006 г.: «Многие министры, федеральные инспекторы, губернаторы, другие крупные чиновники и даже журналисты «почетно» возглавляют различные федерации единоборств или хотя бы формально, явно вслед за В.В. Путиным, сочли необходимым подвязаться «почетными черными поясами».


Среди обладателей «сертификатов на даны», становящихся обязательным атрибутом властных кабинетов, сегодня фигурируют министр по чрезвычайным ситуациям С. Шойгу (каратэ), президент Чувашии Н. Федоров (каратэ), заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по обороне А. Коржаков (кобудо), председатель Счетной палаты С.Степашин (каратэ), губернатор Санкт-Петербурга В. Матвиенко (каратэ), председатель Московской городской думы В. Платонов (дзюдо), министр сельского хозяйства С. Гордеев (дзюдо), известные тележурналисты В. Соловьев и Н. Сванидзе (оба – каратэ), спикер Государственной думы РФ Б.Грызлов (каратэ), мэр Москвы Ю.Лужков (каратэ), губернатор Ивановской области М. Мень (каратэ) и некоторые другие» (см. журнал «Додзё» №6 за 2005 год). Как вы понимаете, этот список далеко не полный, и у каждого из этих людей были свои обстоятельства, при которых они стали обладателями соответствующих сертификатов. Напрмер, В. Соловьев и Н. Федоров тренировкам в зале посвятили долгие годы. Однако, вернемся к обсуждению. Сегодня в нашем импровизированном «круглом столе» принимают участие: 


Валерий Майстровой, президент федерации Окинава каратэ и кобудо России, 6-й дан Окинава каратэ и кобудо, 6-й дан Мацубаяси-рю, 6-й дан Мацумура сэйто-рю, технический директор Okinawa Karate Federation в Европе, официальный представитель федерации пенчак силат в России, Восточной Европе и странах СНГ, профессор Московского института физической культуры и спорта.

 

Сергей Косоротов, экс-чемпион мира и Европы по дзюдо, обладатель 8-го дана дзюдо и почетного 7-го дана каратэ Годзю-рю, Заслуженный мастер спорта СССР, руководитель проектов компании «Будо-Спорт», президент ассоциации «Московский Будокан».

 

Алексей Штурмин, легендарный советский каратэка, основатель Центральной школы каратэ, давшей путевку в жизнь большинству сегодняшних руководителей школ и федераций каратэ в России, обладатель нескольких «почетных» черных поясов, о которых принципиально не распространяется.

Разговор мы начали с обсуждения вручения известным окинавским мастером Морио Хигаонной сразу нескольких «почетных» данов на семинаре, который он проводил в конце прошлого года в «Московском Будокане» на улице Литвина-Седого.

Валерий Майстровой: Финал семинара, когда Морио Хигаонна вручал сертификаты произвел на меня неоднозначное впечатление. Со стороны непосвященным людям, наверно, могло показаться, что высокие даны можно получить от окинавского мастера просто так. Мне думается, что избежать этого можно было бы, четко оговорив предварительно, что это именно почетные степени без назначения данов, или же вручив пояса с какими-то невысокими данами. Я склоняюсь больше к первому варианту - «за заслуги без обозначения дана», так как в противном случае это производит неприятное впечатление. Я, кстати, сомневаюсь, что та же ситуация могла бы иметь место в Европе. Назовите мне какого-нибудь швейцарского политика, который получил бы восьмой дан (среди награжденных Хигаонной оказались Председатель Государственной Думы РФ Б. Грызлов и мэр Москвы Ю. Лужков – АК).

Сергей Косоротов: Я считаю, нет смысла сопротивляться силе ветра и течения. Это приводит к тому, что ты истощаешься физически, нервно, а в итоге тебя все равно смывает. Для тех, кто занимается настоящим боевым искусством, кто уверен в себе и управляет своей жизнью, внешний эффект не имеет значения. Другое дело, что существует категория людей, которые с помощью навешивания данов решают какие-то задачи, не связанные с будо. Вручив сертификат, можно привлечь человека на свою сторону, можно сделать так, чтобы тебе помогли на каком-то этапе в будущем, установить контакт.

В.М. : В таком случае, вручение дана становится завуалированной формой взятки, хотя и может говориться, что он вручается не за заслуги в области будо, а чтобы привлечь кого-либо на свою сторону, вдохновить. Но не все окружающие обладают слабыми умственными способностями. Большинство людей все понимают и проецируют эту ситуацию дальше. Становится ясно, что можно получить такие высокие степени, тем более, не от кого-нибудь, а даже от знаменитых на весь мир мастеров. Ситуация усугубляется тем, что у нас уже привыкли, что кругом много жуликов, самозванцев, что они сами присваивают себе высокие степени. Исчезает, если еще не совсем исчезло, доверие и уважение к людям и отечественным организациям, что само по себе очень плохо. Но когда приезжает некто заслуженный из-за границы и занимается тем же самым, размываются общие морально-нравственные ориентиры. И дело тут даже не в сопротивлении какому-то течению: это не течение, это просто размывка понятий. Если с этим согласиться, то какая разница, какой пояс у человека, какой дан, если его можно получить вот таким образом - даже не присутствуя на вручении? Ладно, если бы эти люди хотя бы пришли, выказав уважение к вручающему, а то сертификаты выписывают заочно! Сама ценность дана становится настолько низкой, тем более что этот дан не 1-й и не 2-й, а 8-й или даже 9-й, то есть такой, как у самого мастера.

С.К. : Я общался с мастерами, которые выписывают сертификаты на «почетные» даны. Практически все они понимают, что это не вызывает уважения, что над ними нередко смеются, но у них тоже присутствует некая безысходность ситуации. Причем, особенно это характерно для каратэ, где, в отличие от дзюдо, которое развивается под контролем единого (!) центра в более чем 180 странах, функционируют лилипутские федерации с огромными амбициями. У большинства из них присутствуют разнообразные внутренние противоречия, сэнсэи между собой непрерывно ругаются, и никто не развивается! Понятно, что если не давать почетных данов, то этих сэнсэев будет, к примеру, не двести, а всего лишь трое, а это недопустимо для них. Ведь энное количество обладателей «почетных данов» у федерации - это еще и возможность привлечь к себе внимание, а значит, повернуть к себе денежный поток.

В.М. : Это так, и по моему мнению, это неверный путь. Наша федерация существует с 1989 года и насчитывает более 2000 человек по всей России. За все это время ни один окинавский мастер, который приезжал сюда или к которому ездили мы, ни разу никому не присвоил «почетный» дан. Все даны абсолютно заслуженные, включая первые. Отa-сэнсэй тоже вручал сертификаты в «Московском Будокане» (см. журнал «Будокан» № 6 за 2005 г. - АК), но все они была заработаны – есть разница. Для тех людей, которые свои пояса именно заработали, смотреть, как заочно выписываются «почетные» даны, конечно же шок, потому что они их в свое время зарабатывали потом и кровью.

С.К. : Но в той же Японии, например, пояса до 5-го дана дают за знание техники, а выше – только за мастерство и заслуги.

В.М. : Но уже на Окинаве все по-другому. В Японии выше мастера часто не могут получить дан выше 5-го, потому что перестают тренироваться, выходят из физически активного возраста. Они технически не могут выполнить технику лучше, чем в молодости. На Окинаве же занимаются до самой смерти, и реальные даны получают и в 60, и в 70 лет. Для Окинавы 45-летний активно тренирующийся будока без высокого дана – это нормально, для Японии – это нонсенс. Прививая здесь эти традиции будо, и без того очень малочисленные, мы должны принимать во внимание и воспитательный аспект. Получение дана – это еще жест и воспитательного характера. По крайней мере, в большей степени, чем рекламного и образовательного.

Алексей Штурмин: Действительно, тема «почетных» черных поясов волнует многих. И вы правы, что немало людей, которые считают, что неэтично вручать и получать такие черные пояса, за которые, по большому счету, нужно много горбатиться и потеть. Получается, что черный пояс можно получить, не заходя в зал? Значит не обязательно так стараться и работать в зале целыми днями? Но давайте попробуем проанализировать ситуацию. Когда молодой человек приходит в зал, в додзё, ему нужны стимулы, одним из которых является отметка, признанная всеми, потому что обычно экзамен сдается публично. Все видят, насколько ты продвинулся в боевом искусстве, которым занимаешься, и это действительно имеет очень большое значение именно как средство воспитания молодежи. Когда рядом с тобой в зале находятся красный и коричневый пояса, а ты носишь еще белый, то, если собираешься дальше заниматься, у тебя есть наглядный пример, на который можно ориентироваться. Ты видишь этот пример каждый день на тренировке, что подстегивает тебя и позволяет сделать себя лучше - это очень важно в процессе обучения. Мы знаем, что самые «боевые» даны - это 2-й и 3-й, когда человек только достигает мастерского уровня. Например, у первого чемпиона мира по каратэ Ватанабэ в 1970 году был 2-й дан. Ясно, что в его школе были обладатели и более высоких степеней, которые по ряду причин по возрасту и по каким-то еще параметрам не могли стать чемпионами мира. Причем, у многих возникает вопрос: как же это так, а почему восьмидесятилетний 10-й дан не вышел и не уложил всех? Но этот вопрос возникает у дилетантов, а не у бойцов, потому что надо реально смотреть на вещи: жизнь конечна, со временем, со старостью справиться очень трудно. Да, можно этот процесс замедлить тренировками и правильной системой жизни, но полностью остановить еще ни у кого не получилось. Когда человек получает хотя бы 1-й дан, у некоторых он считается мастером, у кого-то это еще инструктором, но это вопрос условностей. Я знаю школы, где коричневый пояс соответствовал очень высоким данам черного пояса в других школах: все зависит от той планки, которую поднимает учитель. Мастер, если только он правильно воспитан, знает, что сам себя не обманешь, и для него получение черного пояса, повышение дана, уже не имеет такого значения, какое имело в зале на ранней стадии обучения… Человек, который получил коричневый пояс, а он ближайший перед черным, знает практически все, но не все еще умеет, этот пояс показывает, что он уже не остановится в своем развитии, он перешагнул рубеж, как, извините за плохой пример, курильщик, который переступил однажды планку и не может бросить курить. Так и человек не может отказаться от тренировок не потому, что он себя заставляет, а потому что он так изменил себя, изучая боевые искусства. Его изменила школа, он уже не может жить без тренировок, а это значит, что он на верном пути и никогда не свернет с него и достигнет нужного уровня. Вы, наверное, обратили внимание на то, что мне сказал Хигаонна, когда вручал «почетный» черный пояс, а я заметил, что не имею права на высoкий 8-й дан, так как никогда не занимался стилем Годзю-рю: он спросил меня продолжаю ли я тренироваться, на что я ответил, что да, каждый день. Хигаонна сразу сказал, что я достоин черного пояса. Видимо, он придерживается примерно тех критериев, о которых только что говорил. Я не вижу ничего плохого, если школа из уважения к человеку, который сделал что-то для развития дела, дала ему пояс. Понятно, что если он никогда не ходил в зал и не тренировался, но получил «почетный» пояс, то и он и все вокруг должны осознавать, что это пояс – почетный. Да, в этом случае и на дипломе надо написать, что пояс почетный, «с глубоким уважением» и так далее. Я не считаю, что это неправильно, тем более, что бывают ситуации, когда человек по состоянию здоровья или по каким-то еще причинам не может заниматься, но при этом делает все для школы. А школы каратэ, да и других боевых искусств не настолько богаты, чтобы выдавать денежные премии, квартиры или машины, поэтому они дают, что могут. 

 

 Элвис  Пресли мастер Кэмпо-Карате

Историческая справка

Выслушав мнения участников нашего «Круглого стола», мы решили по возможности освободиться от эмоций и обратились за исторической справкой к официальному представителю авторитетнейшей японской организации — Ассоциации воинской добродетели Великой Японии (Дай Ниппон Бутоку кай), кёси Дай Ниппон Бутоку кай Александру Дмитриевичу Арабаджиеву.


Вот что он нам ответил: Каждая школа боевых искусств имеет свою, внутреннюю традицию проведения экзаменов, определения той или иной степени мастерства и присвоения соответствующих званий и разрядов. Естественно поэтому, что варьирование экзаменационной программы и критериев ее сдачи, как и вручение почетных степеней, могут достаточно сильно меняться от школы к школе. В конце XIX века в Киото была основана Ассоциация воинской добродетели Великой Японии — Дай Ниппон Бутоку кай. Эта организация была создана выдающимися наставниками боевых искусств, а также ведущими социально-политическими деятелями этого критического для истории страны периода по поручению правящего в те годы императора Мэйдзи. Став важным объединяющим звеном мастеров боевых искусств всей Японии, Дай Ниппон Бутоку кай вскоре стал присваивать высшие мастерские степени и учредил собственную систему из трех ступеней: Сэйрэндзё («Свидетельство о закалке), которое позднее было заменено на ранг Рэнси — «Закаленный воин», Кёси — «Наставник воинов» и Ханси — «Служащий образцом». Сейчас эта система существует независимо от системы мастерских степеней данов и в большей степени является мастерской лицензией мэнкё.  Разумеется, в основе каждой последующей аттестации и тем более получения мастерской лицензии основным фактором является изучение техники школы, а также так называемый «компонент проделанной работы», или попросту проявленное в тренировках усердие. Вторым не менее важным фактором является личностная оценка претендента, то есть оценка уровня его морально-этических качеств, его преданности воинским искусствам, почтительности, доброжелательности, морали и других подобных понятий — всего того, что собственно и подразумевается под Воинской добродетелью — Бутоку. И поверьте мне, выполнить все требования аттестации, а тем более получить мастерскую лицензию Дай Ниппон Бутоку кай — очень и очень непросто. Мне приходилось видеть, как люди, прожившие практически жизнь в будо, в присутствии многочисленных свидетелей получали официальный отказ от запрашиваемой степени. Что же касается присвоения так называемых «почетных» степеней, то в Бутоку кай это не очень распространенная процедура, так как в традициях этой организации существует целый ряд других почетных наград, таких, как Сосайсё («Вознаграждение Его Высочества»), Юсюсё («Признание выдающихся заслуг»), Сёрэйсё («Благодарность»), Кантосё («Признание заслуг духа») и некоторых других. Однако и в практике Дай Ниппон Бутоку кай бывали случаи, когда вручались 10-е даны, но это возможно лишь на уровне признания человека «Национальным достоянием» (официальный титул, присеваемый в Японии наиболее выдающимся мастерам в какой-либо области национальной культуры – А.К.), или, как было в случае с мастером по имени Сёхо Куниба, посмертно. Интересную историческую традицию вручения почетных лицензий можно наблюдать на примере школы Ягю Синкагэ-рю, в которой выдавалась лицензия гирикё, которая вручалась наставником на основе долга перед учеником, который имел более высокий социальный статус и от которого могло зависеть его благосостояние. Также этой школой использовался еще один вид выдаваемой лицензии — кинкё, то есть лицензия, выдаваемая за деньги, в которых могла нуждаться школа или наставник, хотя технический уровень претендента оставлял желать лучшего. Но для меня нет никаких сомнений в том, что в любом случае лицензии, заработанные собственными потом и кровью, всегда ценились и будут цениться выше. 

«Круглый стол» организовал и провел Александр Куланов

                                                                                                                 «Додзё» №2/2006

 


Владимир Владимирович является обладателем таких почетных степеней, как 9-й дан дзюдо, 9-й дан окинава годзю-рю карате (2000 год), 5-й дан кёкусин-кан карате-до.

VIP даны





Источник: http://«Додзё» №2/2006
Категория: Разное | Добавил: uren-budo (18.03.2010) | Автор: Александр Куланов
Просмотров: 3363 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
История боевых искусств [11] Женщины в боевых искусствах [4] Юмор [21] Разное [19]
Япония [12] Окинава [0]
Календарь
Опрос
Каким видом единоборства Вы занимаетесь?
Всего ответов: 843
Статистика
Rambler's Top100 Нижний Новгород Online
Архив новостей
,
Подняться вверх

Copyright MyCorp © 2024

Хостинг от uCoz